Шахматный этикет

Событие завершилось
12+

Шахматный этикет

Шахматы — сложная интеллектуальная игра, в которой важна сосредоточенность, а цена ошибки может быть очень высокой. Поэтому среди шахматистов распространен ряд правил приличия в процессе игры. Часть из них — негласные, за нарушение других могут предупредить или даже наказать, это зависит от регламента турнира.

Взялся — ходи. Самое известное правило, распространенное даже в товарищеских партиях. Если игрок дотронулся до своей фигуры, то обязан сделать ею ход. Если он дотронулся до фигуры соперника, то обязан ее «съесть». Лучше сначала убедиться в правильности принятого решения и только после этого тянуться к доске.

Отпустил — ход сделан. Продолжение предыдущего правила: если игрок делает ход фигурой и отпускает ее, изменить этот ход уже нельзя. Если фигура остается в руке, то ее допускается переместить на другую доступную для хода клетку. Здесь тоже важно не торопиться: даже если решение принято, можно задержаться на несколько секунд и убедиться в правильности маневра.

Игра одной рукой. Любой ход в шахматах допускается делать только одной рукой — даже рокировку или взятие чужой фигуры. Играть двумя руками одновременно не разрешается. Нажимать на часы нужно той же рукой, которой осуществлялся ход.

Невозможный ход. За любой ход, сделанный не по правилам, судья выносит игроку предупреждение. Второе такое предупреждение заканчивает партию — нарушившему правила игроку присуждается поражение.

«Поправляю». Если игрок хочет поправить фигуру или пешку на доске, это разрешено делать только во время своего хода. Перед этим необходимо предупредить соперника, произнеся слово «поправляю».

Взаимоуважение. Во время игры нельзя отвлекать соперника ни жестами, ни устно, ни любым другим способом. В шахматы вообще принято играть молча. Также нельзя начинать делать ход, пока соперник не закончил свой и не нажал на часы.

Что такое шахматная нотация

Оттачивать мастерство в шахматах эффективнее всего в процессе игры, но полезным будет и чужой опыт, особенно если речь о профессиональных шахматистах. К тому же важно анализировать сыгранные партии, чтобы находить ошибки и учитывать их в дальнейшем. В этом игрокам помогает шахматная нотация — система записи партий комбинацией букв и цифр.

Сейчас общепринятой считается алгебраическая нотация. В ней ходы записываются при помощи стандартных обозначений клеток, а фигуры — с помощью заглавных букв. Чаще всего используют сокращения от английских названий фигур, но иногда в нотации могут встречаться русские буквы.

Обозначение шахматных фигур в нотацииНазвание фигурыОбозначение на английском языкеОбозначение на русском языкеКорольККрФерзьQФЛадьяRЛКоньNКСлонВСПешкаНе записываетсяНе записывается

Каждый пункт шахматной нотации — один ход партии, включающий действия обоих игроков. Стандартная запись состоит из порядкового номера хода, указания фигуры, которая его совершает, и двух клеток — откуда и куда она перемещается. Между клетками ставится тире, если это простой ход, и буква x, если ход с взятием фигуры.

В нотации есть также несколько дополнительных обозначений. Для шаха используют +, для мата — #. В случае предложения ничьей ставится =. Свои обозначения есть и у разных рокировок: 0-0 для короткой и 0-0-0 для длинной.

Несколько примеров для понимания:

  • 1. e2—e4 b7—b5. На первом ходу белые походили пешкой с клетки e2 на клетку e4, а черные — с клетки b7 на клетку b5.
  • 9. Nh4—f5 c7—c6. На девятом ходу белый конь переместился с h4 на f5, черная пешка — с c7 на c6.
  • 22. Qf3—f6+ Ng8xf6. На 22-м ходу ферзь белых поставил шах королю, переместившись с клетки f3 на клетку f6. Черные вышли из-под шаха, взяв ферзя конем, который стоял на клетке g8.

Существует также сокращенный вариант записи. Его основное отличие в том, что указывается только клетка, на которую движется фигура, без исходного положения. Если ситуация на доске подразумевает, что на клетку могут пойти две одинаковые фигуры, для уточнения добавляется одна из координат, по возможности вертикаль. А для обозначения взятия пешкой часто указывают только вертикали: например, fe.

Примеры выше, но в сокращенной записи:

  • 1. e4 b5.
  • 9. Nf5 c6.
  • 22. Qf6+ Nf6.

Где играть в шахматы

Практиковаться в шахматах в наше время очень просто, для этого необязательно идти в местные кружки или искать себе соперника среди знакомых. В интернете есть десятки сервисов, где можно не только сыграть партию практически без ожидания, но и посмотреть за чужими играми, изучить разные стратегии или порешать шахматные задачи.

Где играть в шахматы онлайн: 7 альтернатив Chess.com81221

Chess.com. Самый популярный шахматный сайт, насчитывающий уже более 100 млн пользователей. Там можно за секунду найти соперника для партии по любым правилам. Это не просто клиент для игры, а полноценное шахматное сообщество. Там можно прочитать актуальные новости и тематические авторские материалы или просто пообщаться с единомышленниками.

Базовые функции сайта доступны бесплатно, по подписке пользователи получают доступ к дополнительным возможностям для обучения, видеоматериалам, статистике игр и прочему контенту. Правда, для оплаты понадобится работающая за рубежом карта, а сам сайт доступен только через VPN.

Lichess. Бесплатный сервер для онлайн-игры, созданный шахматным энтузиастом и программистом Тибо Дюплесси. Особенность сайта — открытый исходный код. Это позволяет свободно использовать наработки автора для своих проектов или помогать развивать платформу Дюплесси. На Lichess есть разные режимы игры, функции для обучения — и никакой рекламы.

FIDE Online Arena. Официальная игровая платформа Международной шахматной федерации. Она отличается от других сервисов общей системой рейтинга FOA, признанной FIDE. Также пользователи могут участвовать в турнирах и получать виртуальные трофеи. Рейтинги и титулы доступны по подписке и отображаются в профиле игрока на сайте федерации — таким образом игроки становятся частью мирового сообщества шахматистов не выходя из дома.

Что в итоге

  1. Шахматы — настольная игра, в которой принимают участие две стороны: одна играет белыми фигурами, другая — черными. Основная цель — поставить мат сопернику, то есть захватить вражеского короля и защитить своего.
  2. Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток. По этому полю игроки по очереди двигают свои фигуры и атакуют вражеские.
  3. В начале игры у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, по два слона, коня и ладьи. У каждой фигуры свои правила хода, также есть несколько особых ходов.
  4. В зависимости от возможностей каждой фигуры для нее определяется условная сила относительно других фигур. Слон и конь считаются легкими фигурами, ладья ценится выше. Самая сильная фигура на доске — ферзь, но две ладьи все равно сильнее. Параметры силы не влияют на процесс игры, но помогают выбрать более сильный ход и выгодный размен.
  5. Одна партия в шахматы может длиться от нескольких минут до нескольких часов. На профессиональном уровне игроки редко допускают явные ошибки, поэтому для ограничения продолжительности партии существует контроль времени. В классических матчах сторонам дают по несколько часов на партию, в рапиде — до часа, в блице — до десяти минут.
  6. Помимо правил самой игры в шахматах есть ряд ограничений во время партии. Например, если игрок взял фигуру, то уже не может ее отпустить и обязан сделать ход именно ею. Передвигать фигуры и нажимать на шахматные часы нужно одной и той же рукой.
  7. Лучший способ повысить уровень игры — практиковаться и анализировать свои и чужие партии. С первым помогут специальные сайты и сервисы, где можно бесплатно играть против компьютера и реальных людей по разным правилам. Для второго пригодится знание шахматной нотации — единой системы записи партий с указанием всех ходов и взятия фигур.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна