Познавательный час«Традиции и обычаи Таджикистана»
Традиции и обычаи Таджикистана
Народные обычаи — это исторически сложившиеся, более или менее устойчивые нормы поведения людей, их образа жизни и быта, которые передаются от поколения к поколению и охраняются силой общественного мнения. В зависимости от сферы их приложения дореволюционные обряды и обычаи таджиков можно разделить на календарно-производственные и семейно-бытовые.
К
первой группе относятся земледельческие и скотоводческие обряды,
приуроченные к различным временам года, а также обряды, связанные с
ремеслом. Покровителем земледелия и земледельцев считался Бобои-дехкон
(Дед-земледелец), который как бы воплощался в одном из наиболее опытных и
знающих крестьян селения. По установившейся традиции он первым начинал
пахоту и молотьбу. День начала сельскохозяйственных работ отмечался как
знаменательный праздник, сопровождаемый пиршеством. Широко
распространенным обычаем был хашар добровольная взаимопомощь при уборке
урожая и строительстве жилищ.
Важное место в жизни таджиков занимали
ремесла, занятие которыми нередко переходило по наследству из поколения
в поколение. С освоением ремесла тесно связан обычай камарбандон,
напоминающий посвящение в мастера: посвящаемого перепоясывали, учитель
вручал ему орудие ремесла, а посвящаемый устраивал в честь наставника
угощение, на которое приглашались все члены цеха.
Человека от рождения до смерти сопровождали всевозможные семейно-бытовые обычаи и обряды.
Рождение
ребенка всегда было и остается самым радостным событием в жизни семьи.
Поэтому период беременности будущей матери, роды и сорок дней (чилла)
жизни ребенка были обставлены многочисленными обрядами и обычаями: мать и
ребенка не оставляли одних, в помещении с наступлением темноты до
рассвета горел свет ивсегда поддерживался огонь, У изголовья роженицы
клали острые предметы, над постелью в качестве оберега вешали стручки
красного перца, головки лука и чеснока. В период чилла выделялись особые
дни: третий, пятый, седьмой, двенадцатый и сороковой, к которым
приурочивались обряды, связанные с различными событиями в жизни
новорожденного. Например надевание первой рубашки, первое купание,
наречение имени, укладывание в колыбель. Этот период завершался обрядом
чиллагурезон, когда мать с младенцем выходили первый раз из дома и
навещали кого-нибудь из родственников, где устраивалось угощение.
Существовали обряды дандонмушак (к прорезыванию первого зуба) и
муйсаргирон (к первой стрижке волос).
Похоронные обряды и обычаи так
же сложны по своей структуре. Семье покойного приходится устраивать
многократные худой (поминки), давать ткани на траурную одежду
родственникам и т. д. В некоторых районах женщины при оплакивании в знак
траура расплетают волосы. В день похорон плакальщицы и родственники
поют марсия (траурные песни), одеваются в темную одежду, не носят
украшенийи не пользуются косметикой.
Защита от злых духов
До настоящего времени в быту памирцев, особенно живущих в отдаленных высокогорных долинах, большое значение имеют магические приемы лечебно-профилактического, аграрного и промыслового характера. Особенно часто они практикуются в обрядах жизненного цикла — свадебных, родильных, похоронных и т. п.
Например, во время свадьбы особая роль отводится многодетным женщинам, чья плодовитость, как считается, магическим путем передается молодоженам. Кроме того, рождению детей магическим образом способствует осыпание жениха и невесты сухофруктами, бобовой мукой или сладостями. В целях защиты от демонических сил в одежде молодых обязательно должен присутствовать красный цвет.
Еще несколько десятилетий назад бесплодные молодые женщины приходили на остоны, где привязывали к стоящим там деревьям или шестам платки, лоскуты ткани или шерсть домашних животных, чтобы получить благодатную помощь святых. Поскольку, как считается в народе, джинны особенно опасны для рожениц и малолетних детей, и тем и другим полагалось иметь при себе самые различные обереги.
Как и у многих других народов мира, у памирских в случае трудных родов мать и родственницы роженицы развязывали в доме узлы на платьях, расплетали узлы в волосах и открывали все замки. На Памире, как и в иных регионах Земли, через три дня после рождения ребенка на него надевают первую рубашку, носящую у бадахшанцев название «рубашка сорокадневья» и заимствованную у старика или старухи, от которых долголетие магическим путем должно перейти на новорожеднного. В целях оберега к ней пришивали бусинки. А перед тем, как надеть на ребенка рубаху, через ее воротник пропускали нож с деревянной рукояткой, чтобы малыш рос крепким, как железо, и добрым, с мягким характером, как дерево. Обычно рубашку сорокадневья хранили до рождения следующего ребенка в семье.
Для защиты младенца от демонических сил, особенно в первые сорок дней, считавшиеся самыми опасными, применялись различные обереги. Так, на верхнюю перекладину колыбели вешали когти орла или медведя, волчьи зубы и даже помет собаки, а на детскую одежду нашивали лоскутки ткани округлой формы разных цветов или вышивали орнаментальные узоры в виде солнечного круга или раскрытой ладони-пятерни — символа исмаилитов. Чтобы уберечь ребенка от злых сил, ему давали два имени — настоящее и прозвище — и старались до наступления совершеннолетия не называть истинным именем.
Из всех поверий, имеющих отношение к болезни и смерти человека, самое видное место занимает вера в сглаз. Этот вредоносный вид магии, согласно представлениям памирцев, передается двумя путями: словесно или недобрым взглядом. От «дурного глаза» и других магических приемов помогают, как считается в народе, амулеты, носящие название тумор. Это свернутые и зашитые в лоскутки материи бумажные полоски, на которых записаны суры из Корана или тексты из других исламских религиозных книг. Вместе с тем амулеты с начитанными на них «чародейскими» заклинаниями могут быть использованы с целью нанесения вреда тому или иному человеку. Их оставляют, к примеру, в одном из углов или у порога дома недруга. Наряду с амулетами в качестве вредоносных «вещей» часто употребляются предметы домашнего обихода — железные замки, булавки и пр., на которые «начитывается» заклинание. Эта процедура носит название «чародейство» (serčid).
В систему народных обычаев и обрядов включаются также различные праздники и свадьбы. Древнейшим и широко распространенным народным праздником считается Навруз (Новый год), отмечающийся 21-22 марта. Он знаменует новый год и начало сельскохозяйственных работ. В некоторых районах Таджикистана распространен праздник “сайри гули лола” (“праздник тюльпана”). Ныне он широко отмечается по всей республике. В дни праздника в духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание, борьба силачей, молодежь приводит в порядок окрестности школ, учебных заведений, сажает цветы и деревья.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.