Познавательный час«Чувашские праздники и обряды»
Чувашские праздники и обряды
Познакомимся с праздниками и обрядами одного из российских народов, а именно чувашей.Свадебный и семейные обряды
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем
невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали
покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд
жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и
весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру)
гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение,
звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха
отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в
кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты
духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха
продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь
молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю,
молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским
головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила
жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
Чувашская свадьба
Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у
мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были
трудолюбивыми. В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина
имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората
— младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.
Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме)
при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. В
формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда
большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать — «что
скажут односельчане"). Резко осуждалось нескромное поведение,
сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала
XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в
поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени
чуваша). Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам
астрономического года — зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и
весеннему солнцестоянию. В древности у чувашей началом года считалось
ближайшее к весеннему солнцестоянию (21—22 марта) новолуние. В эти дни
чуваши-язычники проводили обрядовые действия, посвященные проводам
старого года (çаварни, калăм, сĕрен, вирĕм) и встрече года наступающего
(манкун). В мае отмечался посвященный земледелию и весенне-полевым
работам праздник акатуй. А на начало лета приходился день поминовения
усопших, аналогичный русской троице, симĕк. Следующей важной вехой в
древнем календаре был период летнего солнцеворота (21 — 22 июня). В это
время крестьяне испрашивали у бога хорошего урожая, тучного скота,
здравия себе. Молодежь тогда начинала водить хороводы, устраивала по
вечерам игрища.В дни осеннего солнцестояния (21—22 сентября), завершая
годовой цикл хозяйственной деятельности, проводили семейно-родовые
торжества чÿклеме. По языческим представлениям, весной и летом на земле
торжествуют силы добра и плодородия, поэтому все обряды направлялись на
их поддержание. В осенне-зимний период, наоборот, якобы властвовали
разрушительные силы зла. Соответственно все ритуально-обрядовые действия
направлялись на избавление от козней злых духов и прочей нечисти.
Считалось, что наибольший разгул их приходится на дни зимнего
солнцеворота (21 — 22 декабря). В это время чуваши отмечали сурхури:
совершали ритуальные действия с целью изгнания злых духов и обеспечения
благополучия общества. До периода весеннего солнцестояния продолжалась
эта борьба между разрушительными и созидательными силами. Наконец
годовой цикл обрядов завершался, силы добра окончательно побеждали зло.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.