Выставки

Выставка «Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения»

Событие завершилось

Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.

16 января 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. В Русском музее ее творчество представлено на основной экспозиции в корпусе Бенуа и в двух открытых фондах скульптуры в Михайловском замке. На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.

Женская голова (1902–1903. Мрамор, известняк). В 1902–1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Её успехи были оценены многими современными французкими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Ж.-Л. Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искуссна и легка». Долгое время произведение Голубкиной находилось в Париже у О.Н. Мечниковой в Пастеровском институте, где она работала вместе с мужем И.И. Мечниковым. Только в 1938 году удалось привезти уникальное произведение, выполненное скульптором в начале творческого пути, в московский Музей-мастерскую А.С. Голубкиной (в 1953 году передан в Государственный Русский музей).

«Кочка» (1904. Отлив: 1940. Бронза). Анна Семеновна Голубкина вспоминала, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах — пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Образное решение группы «Кочка» проникнуто символикой, фигурки детей будто притаились и притихли, пребывая одновременно как в реальном, так и сказочном мирах. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра Николаевна (1899–1967) и Вера Николаевна (1901–1976) Голубкины.

Портрет А.О. Гунста (1905. Бронза). Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) — архитектор, организатор Классов изящных искусств, открытых в 1886 году в Москве. Это было одно из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к незаурядному таланту молодой художницы, принял её без вступительных экзаменов и освободил от платы за обучение. Будучи уже признанным скульптором, Голубкина, в знак благодарности и глубокого уважения, вылепила портрет А.О. Гунста и подарила его своему первому наставнику. Работа выполнена в свойственной мастеру свободной импрессионистической манере с тщательно проработанными портретными чертами.

Портрет Льва Николаевича Толстого (1927. Отлив: 1947. Бронза). Портрет великого русского писателя Льва Толстого — последний завершённый портрет работы А.С. Голубкиной, созданный в 1927 году по заказу московского Музея Л.Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования каких-либо документальных материалов. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством, думала и говорила о нём. Это позволило создать образ исполина мысли, не скованный чужими представлениями. Импрессионистическая манера лепки с характерной игрой светотени не противоречит мощи монументальной формы, что находится в полном соответствии с восприятием скульптором Толстого как глубокой и в то же время противоречивой личности.

Березка (1927. Отлив: 1948. Бронза). «Берёзка» — одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению А.С. Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Утончённый, лирический образ, в меру условный пластический мотив, в котором просматривается силуэт деревца, стоящего на ветру, в результате приобрёл знаковый характер. Название работы появилось случайно. Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесённое слово «берёзка» закрепилось за изящной, стройной и в то же время стойкой фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами: «Во поле берёзонька стояла…».

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный Русский музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна