Методы формирования театральной культуры ребёнка
Сегодня театр для детей ориентирован в первую очередь на решение собственно художественных задач, на создание произведений искусства — спектакля и практически отказывается от воспитательных функций, но при этом рассчитывает на грамотного зрителя, чуткого и заинтересованного именно в театральном искусстве. Современный школьник, посещая театр, часто оказывается не готовым к общению с искусством, созданным непривычными ему художественно-выразительными средствами
Таким образом, при восприятии спектакля необходима предкоммуникативная фаза, включающая в себя предварительную подготовку зрителя к восприятию произведения сценического искусства. На этом этапе в задачи педагога входит: подбор спектакля для коллективного просмотра, подготовка детей к роли зрителя, их эмоциональная настройка на более глубокое понимание происходящего на сцене, активизация внимания и мыслительной деятельности ученика. Конкретные задания, полученные школьником до восприятия спектакля, способствуют развитию умения смотреть и понимать произведения театрального искусства, разбирать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства. Систематическое использование подобных заданий способствует прививанию «привычки» не бездумно смотреть спектакли, а анализировать их.
Также восприятие театрального искусства требует от зрителя умения анализировать и оценивать постановки — посткоммуникативная фаза, когда проводится соответствующая работа после спектакля. Коллективное обсуждение увиденного позволяет старшекласснику соотнести свою позицию с позицией других, а педагогу диагностировать и корректировать детское восприятие спектакля, как уже просмотренного, так и последующих. Активная совместная творческая работа учащихся открывает возможность для различных предложений, толкований, споров, требующих аргументации выдвигаемых точек зрения.
Особенность театра, которую нельзя игнорировать, в том, что это искусство обращается и воздействует на чувства и мысли не отдельного человека, как книга или картина, которую каждый может прочесть или посмотреть наедине с собой, а влияет сразу на множество людей, собравшихся в зрительном зале, формируя коллективное сознание, основанное на взаимном заражении, на едином чувстве сопричастности к происходящему действию.
В желании научить детей воспринимать театральное искусство важно остерегаться крайностей и не сводить весь процесс к одному виду деятельности сценического искусства. Формирование грамотного зрителя наиболее гармонично происходит посредством согласованной работы исполнительской деятельности людей и восприятия ими театрального искусства. Это позволяет осуществлять логичный и естественный переход от художественного творчества к восприятию театрального искусства, и возвращаться с багажом знаний и впечатлений снова к творчеству, но на более высоком уровне. А также реализовывать знания театрального искусства, его принципы и законы, которые получают на творческих занятиях ученики, при восприятии спектакля. Такая взаимосвязь будет иметь пользу и для исполнительской деятельности детей, и для восприятия ими спектакля.
К тому же односторонняя система освоения людьми театрального искусства блокирует возможность развития личности. Эстетический опыт приобретается как минимум двумя путями. С одной стороны, опыт общения с произведениями искусства, т. е. с жизнью, уже преобразованной другим человеком: режиссером, драматургом, художником, музыкантом, актером. С другой стороны, свой собственный опыт человека преобразования искусства.
В процессе исполнительской деятельности нужно укреплять в детях способность самим оценивать результаты своих усилий, делать их главными «приемщиками» театрального продукта на занятии, учить участников коллектива анализировать по законам сценического искусства Тогда на выходе мы будем иметь зрителя с развитым эстетическим вкусом, умеющего замечать истинное искусство. Именно в этом и заключается главная цель театрально–исполнительской деятельности учащихся. Овладение ребенком актерским мастерством — это средство его развития; подготовка личности не к роли актера, но, в первую очередь, к роли зрителя.
Как правило, программы, направленные на формирование театральной культуры ребенка имеют следующие цели:
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Детям преподаются основы театральной культуры, т. е. знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Дети узнают об особенностях театрального искусства, его видах. Преподаются основы актерского мастерства; воспитывается культура зрителя.
Такие программы органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.
Данные программы предполагают как просмотр других спектаклей, ознакомление с разными жанрами его искусства, так и активное вовлечение в театральную деятельность, познание данного вида искусства изнутри: постижение основ актерского мастерства, постановка речи, индивидуальная работа над этюдом и коллективная, участие в работе над спектаклем.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.