Всемирный день радио
В России в 2024 году Всемирный день радио отмечается 13 февраля и проходит 13 раз. В РФ он не закреплен на официальном уровне — в перечне памятных дат и не является общегосударственным выходным.
Всемирный день радио — профессиональный праздник тех, чья деятельность связана с отраслью радиосвязи. В торжестве принимают участие разработчики оборудования, инженеры, ведущие и дикторы вещательных станций, служащие мобильных операторов, вспомогательный персонал. В чествованиях принимают участие энтузиасты, увлекающиеся эфирной техникой, преподаватели и студенты, выпускники профильных учебных заведений. Присоединяются к торжествам их родственники, друзья, знакомые и близкие люди.
История радио в нашей стране начиналась так.
Радио изобретено в конце XIX века, в 1895 году.
В 1921 году в Москве появились первые шесть уличных громкоговорителей. Однако первые радиопередачи были краткими: это была так называемая радиогазета. Первая радиостанция регулярного радиовещания в нашей стране была построена в 1922 году. А в Ленинграде уличное радиовещание появилось в 1924 году.
Это было проводное радио: радиопередачи велись по проводной сети.
Но ведь недостаточно «вещать»: нужно ещё и принимать радиопередачи, то есть требовался радиоприёмник. Он был придуман тогда же, в 20-х годах. Слушать передачу единственной радиовещательной станции нужно было в наушниках. А для приёма передачи требовалась достаточно большая и высоко расположенная радиоантенна: на двух длинных жердях растягивали проволоку с изоляторами, от которой провод шёл к пружинке. Радиолюбительство в нашей стране получило широкое развитие. Ведь в магазинах даже примитивных детекторных приёмников почти не было, и в основном занимались этим делом многочисленные городские и сельские радиолюбители. Возникла даже массовая добровольная организация «Друг радио»: её члены делали детекторные приёмники и устанавливали всем желающим.
С 1924 года началось производство и фабричных детекторных приёмников. Первым появился приёмник ЛДВ (любительский детекторный вещательный) с постоянной настройкой на волну радиостанции Коминтерна. А самым распространённым стал приёмник ДВ -5 в фанерном корпусе, на котором были расположены детектор, регулятор настройки, гнёзда для наушников и клеммы для заземления: приёмник работал от электросети, а получить удар током — это не шутки.
В 1927 году началось производство массовых сетевых радиорепродукторов. Их часто показывают в кинофильмах, посвящённых 30-м — 40-м годам. На стене висела большая чёрная тарелка в виде неглубокого конуса из плотной бумаги в лёгкой металлической оправе. На оправе монтировался небольшой электромагнитный узел, соединённый с тарелкой. Электромагнитные колебания заставляли бумагу вибрировать, воспроизводя звук. Конечно, качество звука было невысоким, и голоса получались квакающими. А повреждение бумаги вообще делало звук плохо различимым. Так что репродуктор вешали как можно выше, подальше от любознательных «радиовредителей».
Более совершенные радиоприёмники до середины 50-х годов были труднодоступны, и основная масса горожан пользовалась именно репродукторами, а деревни вообще были почти не радиофицированы. Ведь туда нужно было тянуть провода радиосети, и радио было только в больших сёлах.
А в осаждённом немцами во время Великой Отечественной войны Ленинграде репродукторы просто запрещено было выключать. И не потому что велись важные передачи — передач-то как раз и не было. А просто весь день из репродуктора звучало размеренное тиканье метронома. Когда это тиканье учащалось, следовало бежать в бомбоубежище: начинался авианалёт или артобстрел города.
Помимо домашних репродукторов на городских улицах развешивались большие металлические раструбы уличных репродукторов, вещавших весь день, кроме часового обеденного перерыва. На старых фотографиях и в кинохронике 22 июня 1941 года можно увидеть толпы людей вокруг этих репродукторов на столбах, с серьёзными лицами вслушивающихся в передачу о нападении Германии на нашу страну. А в маленьких городах большие репродукторы укреплялись на мачте над крышей городского радиоузла.
Только в конце 50-х годов примитивные тарелки стали исчезать из быта, заменяясь компактными многопрограммными репродукторами в пластмассовых корпусах. Но в это же время репродукторы начинают вытесняться радиоприёмниками.
Первые радиоприёмники, сетевые и батарейные, стали появляться в нашей стране в 30-х — 40-х годах. В основном это были приёмники, привезённые из-за границы. В 1950 году в Риге был выпущен первый советский радиоприёмник «Латвия М -137». А в 1951 году начался массовый выпуск радиоприёмников «АРЗ» — Александровского радиозавода под Москвой. В следующем году появился приёмник «Балтика» Рижского завода В ЭФ — довольно большой, в красивом полированном деревянном корпусе под красное дерево. Так началась эра советских радиоприёмников.
С середины 50-х годов в советский быт стали широко входить ещё и радиолы — довольно громоздкие электроаппараты, соединявшие в себе радиоприёмник и проигрыватель грампластинок. До войны их у нас было мало, и не каждому удавалось потанцевать под радиолу.
А в самом начале 60-х годов в радиоделе произошла революция: вместо больших ламповых радиоприёмников стали появляться небольшие, компактные транзисторные приёмники, или попросту — транзисторы.
Едва ли не первым из них была рижская «Спидола», работавшая и от батареек, и от сети. Компактной-то она была компактной, но не сказать, чтобы маленькой. И весила, пожалуй, больше килограмма. И всё же началась новая эпоха. Счастливые обладатели первых транзисторов носили их по улицам включёнными, вызывая зависть окружающих. В кинофильмах начала 60-х годов отрицательные молодые персонажи нередко изображались с транзисторами. Ну, а потом наши радиозаводы стали выпускать их в огромных количествах, и большие, с широким диапазоном, вроде «ВЭФ» и «Океана», и крохотные, как «Альпинист», который свободно мог поместиться в кармане. Такими они и вошли в XXI век.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.