Лекция «Программная музыка»
Самое раннее из известных упоминаний о программной музыке относится к 586 году до нашей эры. Первые классические образцы программности мы находим в творчестве французских клавесинистов, в знаменитом клавирном произведении И.С. Баха «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Всего столетие отделяет эти во многом непритязательные произведения от выдающихся произведений программной музыки — увертюр Л. Бетховена «Кориолан» и «Эгмонт».
В романтическую эпоху программность стала важнейшим принципом музыкального творчества: появляются симфонические поэмы Ф. Листа, циклы миниатюр Р. Шумана, симфоний Г. Берлиоза. Значительную роль программность играла и в творчестве русских композиторов. Родоначальником программности в русской музыке был М. Глинка.
Студенты рассмотрят программность как метод музыкальной композиции, проанализируют программы и музыкальные образы в ходе слушания произведений: «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Шехеразада» Н, Римского-Корсакова, «Прелюды» Ф. Листа.