История возникновения национальной татарской вышивки.
Татарская национальная вышивка появилась в начале XVIII века у крымских монголо-татар. Двустороннюю технику шитья монголо-татары освоили в Крыму, перенявши ее от покоренных греков, караимов и впоследствии армян. Караимы, жившие в тесном бытовом соприкосновении с татарами, имели постоянное сношение с зарубежными караимами Сирии, Палестины и Египта. Именно от этих стран татары переняли мастерство ручной вышивки.
Крымские мастерицы в царское время выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры. А в 1941 году в Крыму уже существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, училась технике рисунка в Москве и была ученицей Влади́мира Андре́евича Фаво́рского. ( (1886—1964) — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор). По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.
Вышивка — один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. Издавна считалось, что этот вид искусства был связан с затворничеством татарских женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. Вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Мастерицы долгими зимними вечерами создавали нарядные и жизнерадостные узоры с применением разнообразных мотивов и цветочных сочетаний.
Очень часто вышивальные узоры исполнялись в стиле орнамента. Орна́мент — это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов дома. Обстановка и убранство татарского дома имели ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств — все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй — молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний.
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь — сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы — калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.