Лекция «М.П. Мусоргский. Традиции и новаторство»
Лекция преподавателя Ковалюк Л. П., начнется с рассказа о творчестве русского композитора М.П. Мусоргского, которое не отличаясь жанровым разнообразием (оперные и вокальные сочинения, фортепианная музыка), внесло значительный вклад в мировую музыкальную культуру. Вершина наследия Мусоргского — его народные музыкальные исторические оперы-драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в XX в. Это и многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далекие от норм западно-европейской классики (в т. ч. от сонатности), а также его мелодика — естественная, «творимая говором», т. е. вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приемами, с гармониями экспрессионистического плана. Декламационный характер вокальных партий, распевные интонации в мелодике — все это указывало на продолжение развития находок А.С. Даргомыжского. Новаторство Мусоргского проявилось и в гармонии. В сценах оперы «Борис Годунов» с колокольным звоном (Пролог), с курантами (II действие), Мусоргский, по сути, открыл миру такое явление, как сонористика — сочетание разных звуковых пластов, никак не связанных тонально между собой, смысл сопоставления которых в красочности звучания. В заключении лекции слушатели прослушают фрагменты из оперы «Борис Годунов».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.