ХАНТЫЙСКАЯ МАСТЕРИЦА РИСУЕТ СКАЗКИ НОЖНИЦАМИ
Любая поэзия мира держится на ритме. В хантыйских медвежьих песнях ритм задает «формула» — особая лексическая единица, объединяющая эпитет и опорное существительное. К такому выводу пришли ученые, изучающие фольклор коренных сибирских народов. Но в стихах, песнях и сказках, которые сочиняет и рассказывает жительница томского севера Надежда Вялова, ритм задают ножницы. Они — «опорное слово».
«Режем к линии штришки — получаем волоски», — приговаривает она, вырезая медведя и сову в ожидании закрытия Медвежьего фестиваля.
Глядя, как ножницы быстро движутся по бумаге, поражаешься одновременной работе рук и мысли хантыйской сказительницы. Она поет и вырезает. Сказку сочиняет на глазах у слушателей и тут же переносит ее сюжет на бумагу. Сразу набело. Без набросков и эскизов. Закончилась история — готова вырезанка.
Однако напоказ свое искусство мастерица нечасто выставляет. Не потому, что не любит устраивать шоу из своей работы, а потому, что убеждена: любой праздный зритель «ворует» энергию. Это ее убеждение сродни народной примете: не надевать в лес яркий платок, чтобы не дразнить лесной дух. Поэтому почти все свои вырезанки делает ночью, когда никто не видит.
«Лисой вползает ночь ко мне. Теперь я с ней наедине…» — поэтическая формула, пришедшая внезапно на ум, помогает завершить портрет пожилой женщины. Лиса превращается в косу…
За последние 12 лет своим уникальным умением изготавливать безнабросочные вырезанки на собственные сюжеты Надежда Вялова удивила и покорила мир.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.