Народные театральные представления на Руси
С самого начала своего существования церковное искусство находилось в конфронтации со светским (народным и профессиональным), потому что оно воспринималось как отголоски языческих верований обрядов и ритуалов, с которыми на протяжении многих веков боролась православная церковь. Так, например, Стоглавый церковный собор 1551 года осудил народною поэзию, хороводы и песни как «языческое позорище» и «мудрость бесовскую». Однако такой вид творчества всегда существовал, несмотря на неодобрительное отношение к нему церкви.
Носителями устно-профессиональной музыкальной культуры на Руси были скоморо́хи. Первые упоминания о них встречаются в летописи «Повесть временных лет», а изображения этих народных потешников всё ещё сохранились на стенах Софийского собора в Киеве. Это были профессиональные музыканты-исполнители, владеющие различными народными инструментами, выступавшие для «потехи» на княжеских пирах, сельских праздниках и городских улицах. Однако функции их были гораздо шире, чем просто исполнение музыки и песен. Они были и актёрами, и акробатами, и поэтами-импровизаторами, и дрессировщиками и т. д.
Скоморошья ватага.
Скоморохи, собираясь вместе «ватагами» ходили из села в село, из города в город, везде устраивая представления. В народе их называли «веселыми ребятами». Представления не имели чёткого, заранее написанного, сценария, чаще всего это была импровизация. В их творчестве нашла отражение «смеховая» или «карнавальная культура» (подробнее в статье "Средневековая городская литература"), когда все привычные нормы повседневной жизни переворачивались с ног на голову, подвергались высмеиванию и острой сатире.
Ф.Н. Рисс. «Скоморохи в деревне»
В 1648 году царь Алексей Михайлович Романов специальным указом запретил скоморошество. Однако оно трансформировалось в новые формы народных театральных представлений, среди которых особо любимым был вариант кукольного театра, с главным действующим лицом, весьма напоминающим скомороха — Петру́шкой (иногда его называли Ванька-Ратату́й).
Действо этих спектаклей разворачивалось импровизационно. Кукловод (ку́кольник) мог произвольно изменять сюжет и ход представления. Участие в этом принимали и зрители, которые «советовали» как поступить Петрушке или другим куклам в тот или иной момент. Чаще всего по сюжету главный герой расправлялся с различными врагами (не редко это были социальные враги всего народа — тупые властители, жадные купцы, лживые попы и т. д.) сначала с помощью весёлых шуток и остроумных выпадов, а потом с помощью кулаков и дубинки. В конце же внезапно появлялись смерть, чёрт или собака, которые хватали Петрушку за нос и утаскивали за ширму.
Устройство такого театра было весьма простым: на площади устанавливалась лёгкая ширма, которая скрывала кукловода, а по её верхнему краю двигались куклы. Иногда же ширмой служил специальный костюм кукольника, закрывающий полностью верхнюю половину его тела.
Кукольник нередко одновременно озвучивал несколько персонажей, меняя свой голос. Традиционно голос Петрушки был пронзительно тонким и гнусавым. Такой эффект достигался с помощью пи́щика — специального устройства, которое помещалось в рот кукольнику.
Кроме кукольника и Петрушки, обязательным участником такого театра был музыкант, сопровождавший действие игрой на каком-либо музыкальном инструменте и, по ходу представления, вступавший в разговор с Петрушкой или зрителями.
Л.И. Соломаткин. Петрушка.
Своеобразной формой театральных представлений стали и народные дра́мы, которые были тесно связаны с повседневным бытом и со смеховой культурой. Они вовсе не требовали декораций, а о месте и времени событий зрители узнавали из реплик актёров. Сюжет пьесы, чаще всего был плодом коллективного творчества, в его создании участвовали не только актёры, но и зрители, которые нередко включались в представление. Сохранились даже названия самых известных подобных драм: «Лодка» и «Царь Максимилиан», которые имели хождение во множестве версий и вариаций.
Народная драма. Лубок.
Более профессиональной формой театра были балага́ны (от персидского — «верхняя комната», «балкон»). Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. Для них строилась специальная сцена с обязательным над дней балконом для конферансье, или как его называли на Руси — карусе́льного деда. Его функция заключалась в том, чтобы привлечь внимание публики, анонсировать предстоящее действо, а по ходу комментировать события, происходящие на сцене, перекидываясь со зрителями остроумными репликами.
А. Попов. Балаганы в Туле.
Главные персонажи балаганного театра были позаимствованы из итальянских театральных представлений — комедий dell'arte (об этом виде театра обязательно будет статья). Ими были грустный Пьеро́, безнадёжно влюблённый в Коломби́ну и постоянно терпящий издевательства от своего более удачливого соперника — Арлеки́на, который заменил любимого в народе Петрушку.
В балаганах зачастую использовалась весьма сложная техника и машине́рия, позволяющая мгновенно менять декорации и совершать героям различные сложные, эффектные трюки. Так, например, Арлекина ловили, разрезали на куски, которыми выстреливали из пушки, но из грохота, пламени и клубов дыма перед публикой вновь представал живой и здоровый этот веселый и находчивый персонаж.
Б. Кустодиев. Масленица. Балаган
Весьма популярным стало и ещё одно народное развлечение, появившееся в более поздние времена — раёк. Так назывался деревянный ящик, в котором были проделаны небольшие отверстия для глаз, со вставленными в них увеличительными линзами. Смотрящий в них человек видел сменяющие друг друга картинки, которые прокручивались внутри ящика.
Раёк (лубок, XIX в.)
Во время такого «сеанса» хозяин райка (раёшник) развлекал зрителей забавными стихотворными текстами подобными этому:
А вот, извольте видеть, город Рим, Дворец Ватикан –Всем дворцам великан! А в нём живёт римский папа, Загрёбистая лапа! А вот город Париж, Как туда приедешь — тотчас угоришь.Наша именитая знатьЕздит туда денежки мотать…
Такой вид наивной поэзии получил название раёшник или раёшный стих.
К. Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. Слева мы можем увидеть два балаганных театра, а справа внизу — раёк.
Таким образом, в России, в отличие от музыкального искусства, театр в средние века из-за негативного отношения церкви и власти не стал профессиональным, но успешно развивался в виде народных, зачастую стихийных представлений, носивших в основном импровизационный характер, просуществовавших в России вплоть до начала XX века.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.