Зимняя фантазия
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной
Художественный руководитель — Мира Кольцова
Госуда́рственный академи́ческий хореографи́ческий анса́мбль «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. Создан в 1948 году советским балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной (1904—1979), имя которой коллектив носит с июня 2000 года.
Полное наименование — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический хореографический ансамбль „Берёзка“ имени Н.С. Надеждиной» Управления делами Президента Российской Федерации (с 23 декабря 2006 г. ансамбль принят в ведение Управления делами Президента Российской Федерации
Мира Михайловна Кольцова — народная артистка СССР — слава и гордость отечественной хореографии. Выдающаяся личность.
Воспетый Н.С. Надеждиной поэтический образ русской женщины нашёл своё яркое воплощение в индивидуальности ведущей солистки ансамбля Миры Кольцовой. Выпускница хореографического училища при ГАБТ СССР (ныне Московская государственная академия хореографии), Мира Кольцова стала лицом и символом ансамбля. В самом начале своей творческой карьеры Мира Кольцова талантливо снялась в главной роли в фильме «Девичья весна». В течение первых 20 лет являлась ведущей солисткой ансамбля. Надежда Сергеевна увидела в любимой артистке не только превосходную исполнительницу, но и свою преемницу. В 1978 году Мира Кольцова заняла должность первого помощника народной артистки СССР Н.С. Надеждиной. В 1979 году творческое наследие ансамбля передалось Мире Михайловне Кольцовой, и она стала художественным руководителем коллектива. С 29.10.1979 г. по 31.07.2022 г. — занимала должность художественного руководителя-главного балетмейстера ансамбля.
Многие годы программу ансамбля украшают и продолжают творческое наследие Н.С. Надеждиной сочинённые М.М. Кольцовой лирические хороводы «Реченька», «Ожерелье», «Радуга», «Кружевницы», хороводная плясовая «Раздольная», удалая композиция «Песнь труду» («Лесорубы») и многие другие. В масштабной народной картине «Петрушка» каждая фигура колоритна и имеет свою пластическую характеристику.
Мира Кольцова рассказывала:
„Рождение идеи танца — это абсолютно неопознанный предмет. Мысль о создании номера «Радуга», например, пришла мне в голову в поезде в Северодвинск. В ужасный мороз в вагоне лопнула труба, а я подумала о девушке, которая попала под радугу, об обожествлении природы. Девушка отдает людям этот кусочек счастья, а радуга оживляется, становится девушкой…”
Каждый танец «Берёзки» — небольшой законченный спектакль со своей драматургией и характерами. Особой страницей в творчестве М.М. Кольцовой стоит работа над хореографическим циклом «Времена года». Программа — высшее воплощение принципа театрально-сценического действа в четырёх картинах: «Прощай, Масленица!», «Весенний хоровод», «Лето», «На осенней ярмарке». Она могла стать самым оригинальным творением хореографа Н.С. Надеждиной, в котором отразилась бы её мечта об истинно народном сценическом произведении. Но на создание этого произведения ушло много лет и душевных сил, сама Н.С. Надеждина не успела собрать и показать свой выдающийся опус в одной программе. Это сделала её преемница Мира Михайловна Кольцова. И после премьеры цикла «Времена года» в 1982 году ансамбль назвали «театром русского танца».
«Времена года» стали беспримерным опытом в хореографии 20-го века — настоящим современным театральным опусом и эпосом, «с помощью старых и даже старинных плясок рассказывающим в поэтических образах о быте, идеалах, вкусах наших предков». (Н.С. Надеждина).
В 1989 году Мира Кольцова, высокоодарённый балетмейстер с безупречным вкусом и интеллектом приступает к созданию своего опуса. Этот зрелый Мастер уверенной рукой, широкой кистью и яркими мазками рисует, воссоздает и оживляет для нас «Московский двор» конца 19 — начала 20 веков. Премьера «Московского двора» состоялась 27 февраля 1999 года. Многофигурное действо разворачивается бурно, живо и весело. Старая Москва с её обитателями, атмосферой живёт здесь полнокровной жизнью, вполне узнаваемой сегодняшним русским человеком. Вдумайтесь: Мира Кольцова воспроизводит ею самой лично не увиденное, но схваченное и выраженное силой художественного проникновения, интеллектуального провидения, а, может, и озарения, посещающего самых талантливых. Помимо удовольствия в такие мгновения испытываешь «наполнение души». А как это важно для молодого зрителя. Всполохами мелькают ассоциации: М.П.Мусоргский и его «Картинки с выставки» или зримо — полотно художника фламандской школы Брейгеля — многофигурная жанровая композиция, изображающая горожан на коньках, на льду замёрзшего канала, где весёлая собачка рядом с ребёнком подчеркивают общее радостное настроение. Так, думается, шотландец знает свой древний Камелот и короля Артура не по старинным гравюрам, а национальной памятью, глубинной связью времён, сохранившейся и в шотландской волынке, и коротком костюме, а для русского — в гуслях, трещотках и балалайке. Но у хореографа национальная память пробуждается по-своему: не от взгляда на предмет, а силой одарённости творца.
Танцевально-игровое действо «Московский двор» — авторский спектакль-балет — оценен широкой общественностью как новый шаг, в искусстве «Берёзки».
Хореографический романс «Воспоминание» в постановке М.М. Кольцовой стоит отметить особенно. Это уникальное хореографическиое произведение — миниатюра-монолог, которая предполагает речь действующего лица наедине с самим собой или о себе и в отличие от диалога не предполагает непосредственного отклика. Драматургию данного вида хореографической миниатюры выстраивать достаточно сложно по причине внутреннего конфликта персонажа. М.М. Кольцовой единственной, кому это оказалось подвластно.
Очевидна подвластность Миры Кольцовой всех сюжетов. Хореографическая композиция «Защитникам Отечества посвящается», невероятно трудна для воплощения. В этой хореографической сюите звучит повествовательно-героическая тема Великой Отечественной войны из произведений А. Пахмутовой, А. Холминова, И. Матвиенко. Здесь легко впасть в ложный патриотизм, сентиментальность. Но Мира Кольцова решает эту тему по-новому: хореографическим языком находит полифонический ход — действие в действии, и вызывает в зрителе чувство своей причастности к героизму молодых, начавших свою взрослую жизнь, но так и не проживших её или проживших неестественно — стиснутой и исковерканной великой войной, ныне не забываемой и совсем неизвестной семнадцатилетним. А глядя на сцену, понимаешь: вот он, высокий пафос, такой, какой испытываешь, стоя у могилы Неизвестного солдата. И это, действительно, дорогого стоит. Танцовщицы и танцовщики очень молоды, хороши собой, высокопрофессиональны. В манере исполнения осязаемо просматривается влияние художественного руководителя Миры Кольцовой: во всем живое дыхание, эмоциональность, отточенность, вдохновение и осмысленное понимание танцовщиками того, что они в данный момент хотят донести до зрителя, — а это и есть культура исполнения. Почувствовав это, зритель испытывает доверие к исполнителям и превращается в соучастника происходящего на сцене. И возникает самое ценное — магия искусства. Ведь если искусство не воздействует магически, то уж «ты взвешен на весах и найден очень лёгким» зрителем, который всегда безошибочно чувствует фальшь.
„Для нас, для хореографов, — это эталон, это академия. Это то, на кого и по чему мы должны равняться всегда”, — утверждает декан хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств Борис Санкин.
Исполнительское и балетмейстерское творчество М.М. Кольцовой получило мировое признание. Её личный вклад в развитие современной русской хореографии огромен. Молодые исполнители постигают в самобытной школе М.М. Кольцовой самый дух русского народного сценического танца, его философию и поэзию.
«Мы танцуем только русский репертуар, но мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств». (М.М.Кольцова).
«Секрет долгого успеха ансамбля состоит в том, чтобы любить свою работу и свою Родину. За простыми, скромными словами — настоящая преданность своему искусству, искусству, которое помогало нашей стране решать даже дипломатические вопросы». (М.М.Кольцова).
Мира Михайловна Кольцова — известный и незаурядный общественный деятель.
Мира Михайловна Кольцова активно участвовала в пропаганде русского танцевального фольклора, проводила творческие вечера, семинары и фестивали с представителями российской и зарубежной культуры, возглавляла жюри Международных и Всероссийских конкурсов танцевального искусства. Много внимания уделяла детским коллективам.
С 2002 года — профессор кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств.
В разные годы М.М. Кольцова была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996 году была главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы участвовала в постановке танцевального блока в церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках (1997 год).
Помимо широкой концертной деятельности М.М. Кольцова всегда участвовала в благотворительных акциях, занималась популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры; любла классическую и оперную музыку, русскую литературу XIX-XX веков, политическую и историческую публицистику.
М.М. Кольцова внесла весомый вклад в развитие культурных международных связей.
Авторитет выдающегося мастера современной хореографии М.М. Кольцовой в родном коллективе, среди коллег и многочисленной армии почитателей был всегда чрезвычайно высок.
Ансамбль «Берёзка» им. Н.С. Надеждиной творчески растёт, развивается, продолжает поиски нового. Жизнь легендарного ансамбля всегда был красочным хороводом, который вела его лидер — народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова.
1 августа 2022 г, бессменный с 1979 года художественный руководитель — главный балетмейстер легендарного Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова ушла из жизни на 84 году после продолжительной болезни. Жизнь Миры Михайловны неразрывно была связана со сценой, с вдохновенным искусством танца, с заботой об исконно народных традициях русской хореографии.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.