Открытый урок по академическому вокалу «Дикция и артикуляция»
Организационный этап. (3-5 минуты)
Педагог: Здравствуй! Сегодня тема нашего урока — «Дикция и артикуляция».
На уроке мы познакомимся с основными терминами и поработаем над развитием артикуляционного аппарата. А так же мы разбирём почему так важно правильное и чёткое произношение слов в пении.
Объяснение темы.
Основные термины:
Дикция — это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Вокалист с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух и у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Речь формируется благодаря артикуляционному аппарату (см. Приложение 1) — это губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Для правильной работы артикуляционного аппарат нижняя челюсть должна быть свободна опущена, язык должен быть мягким и свободным, а мягкое нёбо должно быть в приподнятом состояние, гортань опущена.
Для того чтобы понять нужно представить во рту что-то круглое и горячее (например горячая картошка).
2. Основной этап
I. Распевание (самое важное на уроке вокала) (15 мин.)
Начинаем всегда с дыхательных упражнения.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Например:
Упражнение «Ладошки»
Стать прямо, руки согнуть в локтях и поставить их ладонями вверх. Сделать 4 ритмичных вдоха, сжимая ладошки в кулак. Опустить руки, отдохнуть 4 секунды. Свободно выдохнуть ртом. Сделать 24 подхода.
Упражнение «Насос»
Стать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сделать наклон вперед и тянуть руки к полу, но не доставать его. Вдох одновременно с наклоном, а выдохнуть нужно при выпрямлении, но выпрямляться следует не до конца. Наклоняться 100 раз в течение 1 минуты.
Упражнение «Ушки»
Стать прямо, ноги уже плеч. Наклонить голову вправо, коснуться ухом плеча, вдохнуть, голову влево — вдохнуть. Выдохи между вдохами.
Упражнение «Маятник головой»
Стать прямо, ноги поставить уже плеч. Наклонить голову вперед и посмотреть в пол, вдохнуть. Назад, гладя вверх, снова вдохнуть. Выдохи между вдохами.
Эта гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.
- Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.
- Выдох— выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.
Ещё одно упражнение на дыхание «Надуй шарик». «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух — «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Работаем над дикцией и артикуляцией:
1. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
3. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам — основанию верхних нижних зубов
4. Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
5. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
6. Пожёвывание языка
Теперь переходим к артикуляционным упражнения:
Упражнение 1
Упражнение на чувствование кончика языка — его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».
Упражнение 2
Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».
Упражнение 3
Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».
Упражнение 4
Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок.
- "Бык тупогуб, тупогубенький бычок»,
- «От топота копыт пыль по полю летит».
Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность
Упражнение 5
Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.
Цель — активизировать артикуляционный аппарат.
Следующий шаг — Вокальные упражнения
1. Звук «М» (мычание) — тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя»,
а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение
помогает ощутить «опору дыхания»
2. На одном звуке пропеваем — «Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек». Это упражнение нее только на дикцую и ровное пение, но и на провельное распределения певческого дыхания.
3. В пределах терции — «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за
активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать
гласные звуки. Внимание на дыхание — не выталкивать воздух вместе со звуком
4. По звукам развёрнутого тонического трезвучия сначала пропеваем вверх и вниз согласную «с», далее повторяем по этим же звукам растягимаем слог «лё-о-о». Это упражнение поможет активизировать правильное певческое дыхание, а так же разогреет голосовой аппарат.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от V ступени к I на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» — упражнение на работу кончика языка.
II. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Песня о волшебном цветке» муз. Ю. Чичкова, сл. М.Пляцковского (15 -17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Песня о волшебном цветке» Ю.Чичкова
Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).
Прочитаем текст
1.Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
Припев:
Может там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
2. В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далёк,
Отыскать на земле небывалый,
Самый-самый красивый цветок.
Припев: (повторяется)
3. Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
в)Далее читаем текст выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
г) Прочитаем 1 куплет протягивая гласные и коротко произнося согласные:
«Е-сть-на-све-те-цве-ток-а-лый-а-лый. Я-ркий-пла-мен-ный-бу-дто-за-ря»
и т. д.
Цель — отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева начала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
III. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию артикуляционного аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями.
Домашнее задание — отработать 2 и 3 куплет, так же как и на уроке
Сведения предоставлены организацией МАУДО «ДШИ № 61» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.