Открытый урок по академическому вокалу «Дикция и артикуляция»

Событие завершилось
12+

Организационный этап. (3-5 минуты)

   Педагог:  Здравствуй! Сегодня тема нашего урока — «Дикция и артикуляция».

На уроке мы познакомимся с основными терминами и поработаем над развитием артикуляционного аппарата. А так же мы разбирём почему так важно правильное и чёткое произношение слов в пении.

 Объяснение темы.

Основные термины:

 Дикция — это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Вокалист с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух и у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

  Речь формируется благодаря  артикуляционному аппарату (см. Приложение 1) — это губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Для правильной работы артикуляционного аппарат нижняя челюсть должна быть свободна опущена, язык должен быть мягким и свободным, а мягкое нёбо должно быть в приподнятом состояние, гортань опущена.  

Для того чтобы понять нужно представить во рту что-то круглое и горячее (например горячая картошка).

2.  Основной этап

 I. Распевание (самое важное на уроке вокала) (15 мин.)

Начинаем всегда с дыхательных упражнения.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Например:

 Упражнение «Ладошки»

Стать прямо, руки согнуть в локтях и поставить их ладонями вверх. Сделать 4 ритмичных вдоха, сжимая ладошки в кулак. Опустить руки, отдохнуть 4 секунды. Свободно выдохнуть ртом. Сделать 24 подхода.

  Упражнение «Насос»

Стать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сделать наклон вперед и тянуть руки к полу, но не доставать его. Вдох одновременно с наклоном, а выдохнуть нужно при выпрямлении, но выпрямляться следует не до конца. Наклоняться 100 раз в течение 1 минуты.

   Упражнение «Ушки»

Стать прямо, ноги уже плеч. Наклонить голову вправо, коснуться ухом плеча, вдохнуть, голову влево — вдохнуть. Выдохи между вдохами.

    Упражнение «Маятник головой»

Стать прямо, ноги поставить уже плеч. Наклонить голову вперед и посмотреть в пол, вдохнуть. Назад, гладя вверх, снова вдохнуть. Выдохи между вдохами.

    Эта гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.

  •  Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.
  •  Выдох— выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.

Ещё одно упражнение на дыхание «Надуй шарик». «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух — «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

  Работаем над дикцией и артикуляцией:

1. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

3. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам — основанию верхних нижних зубов 

4. Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

5. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно

6. Пожёвывание языка

Теперь переходим к артикуляционным упражнения:

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка — его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок.

  • "Бык тупогуб, тупогубенький бычок»,
  • «От топота копыт пыль по полю летит».

Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность

Упражнение 5

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

 Цель — активизировать артикуляционный аппарат.

Следующий шаг — Вокальные упражнения

1. Звук «М» (мычание) — тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя»,

а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение

помогает ощутить «опору дыхания»

2. На одном звуке пропеваем  — «Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек». Это упражнение нее только на дикцую и ровное пение, но и на провельное распределения певческого дыхания.

3. В пределах терции — «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за

активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать

гласные звуки. Внимание на дыхание — не выталкивать воздух вместе со звуком

4. По звукам развёрнутого тонического трезвучия сначала пропеваем вверх и вниз согласную «с», далее повторяем по этим же звукам растягимаем слог «лё-о-о». Это упражнение поможет активизировать правильное певческое дыхание, а так же разогреет голосовой аппарат.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от V ступени к I на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» — упражнение на работу кончика языка. 

II. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Песня о волшебном цветке» муз. Ю. Чичкова, сл. М.Пляцковского (15 -17 мин.)

  Педагог:  Давай вспомним песню «Песня о волшебном цветке» Ю.Чичкова

Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).

Прочитаем текст

1.Есть на свете цветок алый-алый,

   Яркий, пламенный, будто заря,

   Самый солнечный и небывалый,

   Он мечтою зовется не зря.

Припев:    

Может там, за седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

2. В жизни хочется всем нам, пожалуй,

    Как бы путь ни был крут и далёк,

    Отыскать на земле небывалый,

    Самый-самый красивый цветок.

Припев: (повторяется)

3. Вспоминая о радостном чуде,

    Вдаль шагая по звонкой росе,

    Тот цветок ищут многие люди,

    Но, конечно, находят не все.

в)Далее читаем текст выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

г) Прочитаем 1 куплет  протягивая гласные и коротко произнося согласные:

«Е-сть-на-све-те-цве-ток-а-лый-а-лый. Я-ркий-пла-мен-ный-бу-дто-за-ря»

 и т. д.

Цель — отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева начала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

III. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию артикуляционного аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями.  

Домашнее задание — отработать 2 и 3 куплет, так же как и на уроке

 


Сведения предоставлены организацией МАУДО «ДШИ № 61» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна