Маскарад в русских портретах
Маскарад в русских портретах .Официальный
портрет — это жанр серьезный, на века. В нем люди XVIII–XX столетий
показывали себя при всем параде, чтобы произвести впечатление
на потомков. Но иногда хотелось и пошалить — так возникали портреты
в маскарадных костюмах.
Картина, возможно, входила
в «Преображенскую серию» — так называют цикл портретов членов
«Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора», хулиганов
и пьяниц, друзей Петра I.
Эту затею он придумал в самом начале своего правления, поэтому многие
изображенные на картинах — еще с бородами (как на «Портрете
Ф.И. Веригина»), ведь закон об обязательном бритье еще не вышел.Скорее
всего, на портрете — участник маскарада, который состоялся в Москве
в 1722 году в честь празднования Ништадтского мира. Сани, полные ряженых
соратников Петра, катались по заснеженному январскому городу и поражали
москвичей. «Нептун» в короне и с трезубцем гарцевал впереди
позолоченной кареты. Модель картины, возможно, шут Семен Яковлевич
Тургенев, о котором точно известно, что на свадьбе князя-папы
он изображал еще и бога вина Бахуса.
Другой пример ранних русских портретов Нового времени — изображение фрейлины Анны Петровны Шереметевой, дочери создателя знаменитого крепостного театра. Надетый на ней «рыцарский» костюм со шлемом, украшенным страусиными перьями, и неким подобием чешуйчатой кольчуги — образец того, как в эпоху барокко воспринимали воинов прошлого.Очевидно, девушка участвовала в первой русской «карусели», устроенной Екатериной Великой 16 июня 1766 года. Подобные карусели — конные балеты, которые проходили на открытом воздухе, — были крайне популярны в Западной Европе XVII века. Одна из самых известных — «Великая карусель» Людовика XIV 1662 года. На сохранившихся рисунках видны экзотические костюмы участников, имевшие мало отношения к исторической правде: так, король был наряжен «римским императором».
Императрица Елизавета Петровна, которая обожала наряжаться, изображена здесь в полностью черном платье, на первый взгляд необычном для красочной эпохи рококо. Но не будем забывать: XVIII век это вдобавок и время, когда любовь к венецианским карнавалам охватывает всю Европу.На императрице надет плащ с капюшоном — домино, в руках у нее маска. Елизавета, которая считалась одной из самых красивых женщин России (эталон красоты с той поры сильно поменялся), предстает на этой картине без короны и прочих регалий, кокетливая и загадочная. Смелый шаг для правительницы!
К XIX веку персонажи итальянской
комедии дель арте — Пьеро, Арлекин, Коломбина — заняли прочное место
среди героев европейских карнавалов. В лоскутное платье Коломбины
наряжена и графиня Юлия Самойлова — одна из богатейших и красивейших
женщин Российской империи, любимая муза Карла Брюллова.
Впрочем, «красочные лохмотья» на ней как раз такие, какие можно ожидать
от наследницы миллионов Потемкина, — отделанные горностаем.Любопытны и другие костюмы на этом балу у персидского посланника: воспитанница графини юная итальянка Амацилия
наряжена в какой-то восточный, может быть турецкий, костюм. На заднем
плане можно разглядеть красный капюшон Мефистофеля, жезл кадуцей Гермеса
и тюрбан восточного султана.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.