Слово дня: народные промыслы России.Гжель.
В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву, кости и камню. В одних регионах изготавливают глиняные игрушки, в других — украшают необычными узорами лаковые изделия, предметы быта и посуду.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне
Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали
разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и
фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу
несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати
населенных пунктов. В Российской империи их включили в Гжельскую
волость.
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в
Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным
заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины
первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись
появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные
изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология
изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые
изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику
обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской,
которая легко переносила высокие температуры.
Фаянсовые
изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и
Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».
Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и
подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия
мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные
фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых.
Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями.
Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь
народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в
Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и
артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать
промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия
Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько
предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и
керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.