Выставка «Ценные бумаги — свидетели прошедшей эпохи»
Выставка из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина показывает документы конца XVIII — начала ХХ века из рукописно-документального фонда, представляющие историко-культурную ценность. Наряду с письменным наследием — изобразительные, иконографические и мемориальные материалы, связанные с жизнью династии Романовых, семьями Ганнибалов, Гончаровых, Нащокиных, именами И.И. Дмитриева, Н. М. Карамзина, В.А. Жуковского, Е.А. Боратынского.
Большой раздел составляют бытовые документы различного характера: купчие, подорожные, отпускные, патенты на чин, грамоты на дворянство, дипломы, прошения, рассказывающие о жизни разных слоев общества от купцов, военных и литераторов до государственных деятелей. Среди них особый интерес представляют документы, относящиеся к лицам из пушкинского окружения, — это диплом на звание Почетного члена Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств С.Н. Глинки (1819); жалованная грамота за подписью Николая I о возведении в дворянское достоинство лейб-медика В.Б. Шольца, первого из врачей, осматривавшего привезенного после дуэли Пушкина.
В 1886 году государственный секретарь А.А. Половцов (один из основателей Русского исторического общества) писал Александру III: «Настанет время, когда историку трудно будет объяснить, что такое был чин, этот полтораста лет слагавшийся, вросший в привычки русского честолюбия феномен, с которым было нельзя не считаться». Справедливость предсказания теперь несомненна. На выставке представлены грамота петербургскому купцу Герасиму Петровичу Нащокину о занесении его и его семейства «во вторую часть Санкт-Петербургской городовой обывательской книги» (1788); патент на чин обер-секретаря Сената за подписью Павла I, выданный надворному советнику Василию Игреневу (1801); патент на чин тайного советника за подписью Александра II — чиновнику четвертого класса Михаилу Андрееву (1862) и другие свидетельства времени.
В пространстве Каминного зала можно увидеть письма из фонда семьи Гончаровых, это документы из обширного родового архива Полотняного завода. Здесь отрывок из переписки Н. П. и А.Н. Гончаровых и письмо Афанасия Николаевича, адресованное сыну Николаю, отцу Н. Н. Пушкиной, урожденной Гончаровой. Завершает композицию живописный портрет Н.А. Гончарова работы неизвестного художника (1812). Из архива Ганнибалов представлен рапорт Опочецкого уездного суда о получении Указа о разделе имения между сыновьями покойного А.П. Ганнибала (1784) и семейные реликвии — портрет генерал-поручика И. А Ганнибала, выполненный неизвестным живописцем конца XVIII века; шкатулка и подстаканники.
Фонд Р.Р. Родионова, поверенного в делах В.А. Жуковского и его тестя художника Г. фон Рейтерна, — значительное собрание музея. Документы отражают деловые связи Жуковского с Россией во время его пребывания за границей, которые он вел через Родионова. Являясь опекуном детей поэта, он продолжал вести дела семьи Жуковского и после его смерти. На выставке можно увидеть несколько финансовых документов из этого собрания. Дополняют повествование изображения супругов: акварельный портрет Жуковского работы Рейтерна, выполненный в Швейцарии (1832), и карандашный портрет Е.А. Жуковской 1840-х годов. Из автографов поэта — письма к И.Ф. Крузенштерну и князю П.А. Вяземскому.
Из материалов семейного архива Нащокиных, поступившего в музей от В.А. Зызиной, внучки друга Пушкина П.В. Нащокина, представлены письма и свидетельство о рождении и крещении дочери П. В. и В.А. Нащокиных Екатерины 19 ноября 1834 года в Москве, и записная книжка их сына Андрея.
Письмо как свидетель чувств, мыслей и дел является ценным историческим источником. Эпистолярный пласт выставки продолжает частная переписка на русском и французском языках представителей императорской семьи, государственных деятелей, писателей и поэтов, среди автографов — письмо великого князя Николая Павловича матери, императрице Марии Федоровне от 18 августа 1824 года, недатированное письмо Александра II племяннице Вере Константиновне, письма М.Ф. Орлова жене Е.Н. Орловой-Раевской, записка Н.М. Карамзина И.В. Лопухину (1797–1799) и другие. Письменные принадлежности (печатки, чернильные приборы, бювары, конверты, шкатулки для писем, подсвечники), часто изготавливающиеся как произведения искусства, органично вписываются в выставочное пространство.
Рукописно-документальное собрание занимает скромное (по количеству единиц) место в обширной коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина. Оно формировалось более полувека и на сегодняшний день включает 19 фондов личного происхождения и ряд коллекций документально-рукописных материалов, рассказать о которых было нашей целью.
Открытие выставки 29 ноября в 16 часов. Вход — по бесплатным билетам.
Вход на выставку с 30 ноября:
• по единому билету Музея-усадьбы Г.Р. Державина
• по билету на выставку;
• по бесплатному билету для льготных категорий посетителей.
Экскурсии по выставке с куратором:
6, 12, 21, 28 декабря в 16:00
11, 15, 19 января 2024 в 16:00
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Всероссийский музей А. С. Пушкина» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.