Выработка вокально-технических навыков.
Вокально-технические навыки относятся к двигательными навыками. А двигательные навыки — это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.
Физиологическая основа вокально-технических навыков
По утверждению физиолога Сеченова любая деятельность человека — это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как вокально-технические навыки тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки — это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.
Решающая роль в процессе формирования вокально-технических навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия ученика, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у ученика вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения.
Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата, анализируются и синтезируются корой головного мозга. Головной мозг управляет голосовым аппаратом с помощью нервных импульсов. Нервные импульсы корректируют мышечные движения голосового аппарата. То есть, формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями голосового аппарата.
Любой вид деятельности связан с выработкой определенных технических навыков. Постановка голоса, обучение пению — это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению — способности, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.
Обучаясь вокалу, очень важно уметь контролировать и анализировать свои ощущения во время пения — мышечные, слуховые, вибрационные. Это ощущения на твердом нёбе, нёбной занавеске, гортани, трахее, области груди и лица, брюшной полости.
Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью, то есть, исполнитель всегда должен анализировать исполнение, быть внимательным.
Как мы знаем, у детей — начинающих исполнителей — развито непроизвольное внимание — они часто отвлекаются и занимаются тем, что им интересно. Выработать же произвольное внимание — задача преподавателя. Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания. Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение «Лучший отдых — смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы, чтобы переключать внимание.
Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.
В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В удрученном состоянии не может быть качественной работы — и память, и мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.
Но бывает так, что ученик чрезмерно старается выполнить техническую задачу, которая пока ему не по силам. И от этого возникают нервозность и напряженность. Следует помнить, что обучение — длительный процесс, и сложности преодолеваются постепенно.
Бывают случаи напряженности, когда ученик не уверен в своих силах, он застенчив, робок. Этот недостаток устраняется тоже постепенно: уверенность вырабатывается в результате концертных выступлений и с помощью педагога — его одобрения и поддержки.
Вырабатывая и совершенствуя вокально-технические навыки, преподавателю необходимо давать ученикам посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен выполнить ученик. В работе следует опираться на положительный опыт ученика.
Для выработки вокально-технических навыков важно понимание предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу. А для положительного результата важно стремление, воля и желание познавать новое. И все это — труд, без которого не может быть творчества. Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.
Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.