Лекция «Французское скрипичное искусство XVII — первой половины XIX веков»
Первые сведения о скрипичном искусстве Франции относятся к началу XVI века. А уже в середине столетия Рабле неоднократно упоминает скрипку и игру на ней в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Необходимо отметить, что во Франции скрипка дольше, чем в других странах Европы, сосуществовала с виолой в профессиональном искусстве и с ребеком и виелой в народном исполнительстве.
В это время во Франции существовало две разновидности скрипки: завезенная итальянскими музыкантами пятиструнная скрипка с настройкой по квартам (a d1 g1 с2 f2), возможно, одна из предшественниц классической скрипки, и французская скрипка — меньшая по размеру, четырехструнная с настройкой по квинтам (c1 g1 d2 а2) (в 1607 году ее, как уже отмечалось, применил в Италии К. Монтеверди в своей опере «Орфей» с обозначением «маленькая французская скрипка»). Звук французской скрипки был более открытым, а тесситура на терцию выше, чем у итальянской. Видимо, она происходила от одного из типов народных инструментов.
Установившаяся сфера применения скрипки привела и к выработке традиционных приемов игры на ней, формированию ранних скрипичных жанров — песни (позднее романса, арии) с вариациями и сюиты танцев с вариациями (типа старинного рондо). К этой поре относится и установление знаменитого правила: «на первой ноте такта следует всегда вести смычок вниз, а на следующей — вверх» (Школа Мерсенна, 1636 г.). Подобное правило было вызвано к жизни тесной связью французского скрипичного искусства с танцем. Скрипач-танцмейстер вынужден был быть дирижером танца и движением смычка показывать сильную долю такта. Позднее этот прием формализовался и стал помехой выразительности.
В отличие от виолы, в скрипичном исполнительстве широко применяются отрывистые и изящные прыгающие штрихи и такой прием, как вибрато. В это время форма постановки рук скрипача отличалась от современной: скрипка держалась слева от подгрифа, была сильно опущена, а левая рука, из-за короткой шейки, была прижата локтем к корпусу скрипача. Смычок держался кончиками пальцев примерно на 10 см вверх от колодки, что облегчало исполнение штрихов (особенно прыгающих и коротких), но затрудняло протяженное мощное звукоизвлечение.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.