Опера «Руслан и Людмила» (сокращенная версия)

Событие завершилось
6+

Роскошным цветком, выросшим на русской музыкальной почве, назвал оперу «Руслан и Людмила» Владимир Одоевский. Партитура Глинки ломится от музыкальных яств, как столы на княжеском пиру в первом акте. Окрыленная пушкинским гением фантазия композитора творила одну чудесную мелодию за другой, создавала неслыханные аккорды, подсказывала оригинальные решения в оркестровке. Сполна компенсировав потери, неизбежно сопровождающие переработку литературного шедевра в оперное либретто, Глинка сочинил эпическую волшебную оперу-сказку о бесстрашном Руслане и его верной невесте Людмиле, об испытаниях и искушениях, о борьбе света и тьмы. Архитектура оперы монументальна: в крайних актах — многолюдные киевские сцены, между ними — музыкальный «роман-странствие», серия приключений трех претендентов на руку княжеской дочери: могучего русского богатыря, мечтательного хазарского князя и хвастливого варяжского витязя. Все герои выписаны Глинкой необычайно ярко, равно как и места, куда их приводит трудная дорога, будь то пещера кудесника Финна, усеянное костями поле битвы, дворец коварной Наины или волшебные сады Черномора. Глинкинский цветок оставил после себя множество семян — музыкальных находок и идей, из которых впоследствии выросли лучшие творения русской композиторской школы.

Слова Одоевского о «Руслане и Людмиле» можно отнести и к постановке этой оперы в Мариинском театре. Бельгиец Тьерри Боске месяцами работал в художественных мастерских театра, лично искал ткани для костюмов в магазинах по всему миру, стремясь спустя девяносто лет воспроизвести умопомрачительные краски и орнаменты легендарного спектакля 1904 года. Тогда, в год столетнего юбилея Глинки, над оформлением «Руслана» работали Константин Коровин и Александр Головин. Пышный русско-византийский модерн их сценографии поражает и сегодня, как в целом, так и в деталях, рассматривать которые — отдельное удовольствие. Картины оперы сменяют друг друга, словно страницы гигантской иллюстрированной книги сказок. Отдельного упоминания заслуживают танцы; они воскрешают другой юбилейный спектакль, 1917 года, когда в Мариинском театре праздновали 75-летие со дня первого представления «Руслана и Людмилы». Он шел в знакомых декорациях, но с новыми танцами Михаила Фокина. Ускользнувший от либреттистов пушкинский юмор вернулся в поставленных Фокиным танцах и шествиях, особенно — в кульминационном Марше Черномора.

В 2021 году «Руслан» переехал на новую сцену Мариинского театра; обновился его свет, обновляется состав исполнителей. Этот спектакль не только уникальный музейный экспонат, не просто историческая реконструкция, но и живой художественный организм с неистощимой силой и неувядающей красотой.

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна