Танцы народов России.Кавказ: симд и лезгинка.

Событие завершилось
6+

Народные танцы зародились в глубокой древности — в основе многих из них лежали ритуальные пляски жрецов и шаманов. Постепенно они утратили свое мистическое значение и стали праздничным развлечением. Мы собрали небольшие истории про танцы разных народов: читайте, когда принято исполнять сабантуй, почему многие народы изображают животных и откуда пошло выражение «выкинуть коленца».

Танцы Кавказа известны всему миру. Многие из них появились из древней системы боевой подготовки воинов. Танцевальные фигуры вобрали в себя элементы упражнений и приемов — джигитовки (верховой езды), фехтования, стрельбы из лука. Например, популярная лезгинка в древности была танцем воинов, хотя ее современные виды исполняют и мужчины, и женщины. В парной лезгинке мужчина будто добивается благосклонности партнерши, но при этом он не может дотронуться даже до ее платья: такой жест считается неуважением.

В Осетии без традиционных танцев не обходилось ни одно торжество. Они представляли собой поединок — соревнование в силе, грации и ловкости. Фигуры были сложными и витиеватыми, поэтому обучать детей начинали с самого раннего возраста. Танцы отличались по темпу и пластике: быстрые исполняли азартно, ритмично, а медленные — мягко и плавно, уделяя особое внимание тому, как движутся руки.

Древнейшие массовые осетинские танцы — симд и чепена — появились из архаических ритуалов: в старину считалось, что чем больше в обряде участников, тем скорее он сработает. У симда было несколько разновидностей: круговой хороводный танцевали как мужчины, так и женщины, а сложный старинный симд нартов — только мужчины. Он включал в себя акробатические элементы: одни участники оставались внизу, а другие забирались им на плечи. Нижний круг двигался, а верхний ярус должен был удержать равновесие.

Чепену танцевали только мужчины — в конце длинного свадебного ритуала. В центр круга выходил запевала, который на ходу сочинял шутливую импровизированную песню. Он давал участникам хоровода игровые указания, например, лечь на бок, «и пыль заодно вытереть, чтоб хозяйке легче было». Ослушаться его было нельзя, а если запевала недостаточно весело шутил, его могли сменить и даже наказать — к примеру, бросить в речку.

Древний осетинский танец хонга кафт исполняли несколько пар. Девушки и юноши двигались плавно и мягко, поднявшись на носки. Верхняя часть корпуса оставалась неподвижной, а руками партнеры изображали движения крыльев парящих птиц — лебедя или орла.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна