Литературный час «Душа Сибири» В. Астафьев
Писатель и время… Эти понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.
Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.
Детство Виктора Астафьева — труднее не придумать. Мальчику было семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.
«Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь… Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать…»
Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» — воспоминания писателя о детстве и творчестве. Да! У него есть бабушка, да ещё какая! Астафьевская бабушка Екатерина Ивановна несёт столько тепла, свету внуку, что уже сам, став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.
Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.
«Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и всё мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моём озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский… Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро… Игнатий Дмитриевич признал моё сочинение лучшим и поместил в рукописный школьный журнал.
Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража».
Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды раня, контузят. Словом, на войне как на войне.
«О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон…боится моё сердце… трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».
Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днём», «Жизнь прожить…»
В романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет — человек и война.
«Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, — "неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна… Там люди убивали людей — это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты"».
Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.
А мы продолжаем её истреблять. И как возмездие — разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы… Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».
Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь — это стёс, сделанный на дереве топором или каким другим острым предметом.
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же.
В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.
Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.
Пройдут год. Другие люди будут открывать их. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рождённый счастьем бытия, и они заговорят голосом автора. И может быть именно так.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.