Лекция на тему «Музыка для клавира»
В МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол состоится лекция на тему: «Музыка для клавира» с прослушиванием музыки.
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную музыке для клавира.
Клавир — это общее название старинных клавишно-струнных инструментов, предшественников фортепиано. Уступая органу в богатстве звуковых красок, насыщенности звучания, клавир имел свои преимущества: его тембр гораздо лучше сочетался с другими инструментальными тембрами и певческими голосами; благодаря своей камерности он был гораздо удобнее в домашнем быту и учебной практике.
Основные типы клавира это клавесин и клавикорд. Различия в их устройстве связаны, главным образом, со способом извлечения звука: в клавикорде звук возникает от прикосновения к струне металлического стерженька — тангента, а в клавесине струна задевалась перышком.
Звучание клавикорда — нежное, выразительное, приятное. На нем можно было играть певуче, плавно. Однако, был и существенный недостаток — инструмент звучал очень тихо, слабо и поэтому в больших помещениях он был почти не слышен. Выступать в ансамбле с другими инструментами, а тем более в оркестре, клавикорду было трудно.
В отличие от него клавесин был не только превосходным солистом, но и незаменимым ансамблистом, равноправным участником оркестра. Звук клавесина — более громкий, блестящий, отрывистый. Однако и у него были свои слабые стороны, и самая существенная — невозможность для исполнителя влиять на силу звука. Кроме того, звучание клавесина было мало певучим.
В разных странах клавесин получил различные названия: в Англии его именовали арпсихорд, а меньших размеров — верджинел, в Германии — флюгель, в Италии — (клави) чембало, во Франции же — клавесин. Все эти инструменты, включая различные виды клавикордов, отличались искусным внешним оформлением. Они украшались позолотой, тонкой резьбой, инкрустировались перламутром и ценными породами дерева; клавиши покрывались слоновой костью. Иногда на внутренней стороне крышки инструмента рисовались целые картины.
В развитии клавирной музыки также принимали участие композиторы различных национальных школ. Возникновение самой первой в истории клавирной школы связано с Англией — это школа английских верджиналистов, которая выдвинулась уже в конце XVI. Ее образовали композиторы Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс.
Отличительная особенность английской верджинальной музыки — ее подчеркнуто светский характер. Мелодика песенно–танцевального склада, элементарная гармонизация, четкий ритм с выделенной сильной долей — всё это резко контрастировало полифонической музыке Ренессанса и предвосхищало тематизм XVIII века.
С середины XVII века первенство в развитии клавирной музыки от английских верджиналистов перешло к французским клавесинистам. Эта школа на протяжении долгого времени, почти столетие, была самой влиятельной в Западной Европе. Ее родоначальником считается Жак Шамбоньер, известный как превосходный исполнитель на органе и клавесине, талантливый педагог и композитор.
Концерты клавесинной музыки во Франции обычно проходили в аристократических салонах и дворцах, после легкой светской беседы или танцев. В музыке ценилась изящная утонченность, изысканность, легкость.
Школа французских клавесинистов представлена именами Л. Маршана, Ж.Ф. Дандрие, Ф. Даженкура, Л.-К. Дакена, Луи Куперена. Больше всего удавались этим композиторам изящно–пасторальные образы («Кукушка» и «Ласточка» Дакена; «Птичий крик» Дандрие).
Вершины своей французская клавесинная школа достигла в творчестве двух гениев — Франсуа Куперена и его младшего современника Жана Филиппа Рамо.
Развитие итальянской клавирной музыки связано с именем Доменико Скарлатти. Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов музыкальных произведений.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.