Лекция на тему: «Венские классики. Часть 1»
Звучание хора из оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта" наполнено светом, радостью, нежностью и чистотой. Откуда же пришли к нам эти волшебные звуки?
Произведения, столь ладно скроенные, где выверена каждая фраза, каждое предложение; с прозрачной фактурой и выразительной мелодией — дитя XVIII века, эпохи, получившей название — Классицизм. "Classicus" — значит образцовый, правильный. Классицизм в музыке — это сочетание особой глубины и разнообразия содержания, ясности и простоты с исключительным совершенством и отточенностью форм. Музыкальный классицизм XVIII века называют "Венским классицизмом" и связывают с именами трёх композиторов, живших и творивших в Вене — Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Венская классическая школа подытожила многие процессы, тенденции и явления, которые на протяжении долгого времени зрели и аккумулировались в европейском искусстве. Полифоническое письмо уступило место гармоническому складу с яркой мелодией и четким выверенным аккомпанементом. Сложились жанры классической инструментальной сонаты, квартета, симфонии. "Отцом симфонии" называли Йозефа Гайдна. В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что все в мире разумно, что на земле и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок; своеобразное равновесие истины и красоты — отсюда стремление к созданию идеального по форме произведения. В историю культуры, это время вошло также под названием "Века Просвещения". Йозеф Гайдн (1732-1809) — первый венский классик. Жизненный и творческий путь Гайдна был на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность мастеров Барокко Генделя и Баха; Моцарт, словно ослепительная комета, осветил своим присутствием жизнь композитора. Музыкальная культура Великой французской революции сложилась тогда, когда Гайдн уже достиг наивысшей творческой зрелости. При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. При Гайдне начал свою творческую жизнь романтик Франц Шуберт. На этом столь продолжительном творческом пути, будто пролегающем сквозь разные пласты художественной культуры, Гайдн проявлял удивительную самостоятельность. Разум — Бог просвещения — определил рационалистическую основу творчества Гайдна. Он был достойным сыном того великого поколения, к которому принадлежали Дидро, Руссо, Шиллер и Лессинг. Музыка Гайдна почти всегда пронизана оптимизмом, радостью бытия. Бодрая, жизнерадостная, уходящая своими корнями в народное творчество, она привлекает своей непосредственностью, искренностью и энергией. В музыке Вольфганга Амадея Моцарта гармонично сочетаются культ разума, идеал благородной простоты и культ сердца, идеал свободной личности. Стиль Моцарта всегда считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и постине аристократической изысканности. Г.В. Чичерин писал: "Ни один композитор так не утончён, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи. "Джаконда " есть музыка Моцарта в красках". Среди огромного количества произведений, созданных гением Моцарта, оперы — любимые детища. Какая богатая галерея жизненных образов выведена в моцартовских операх. Возвышенные и комические, нежные и озорные, умные и простоватые — все они изображены естественно и психологически достоверно. Совершенство творений Моцарта, поэтичность музыкальных образов и драматический талант в своё время открыли двери музыкального театра перед юным П.И. Чайковским, который в последствии писал: "Моцарт — есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки… то, что мы называем идеал". Моцарта называют "Солнцем музыки", "Детством музыки", "Вечным солнечным светом". А вот третьего венского классика Людвига ван Бетховена называли "Титаном"! Художник — титан и человек — титан, который в искусстве и в жизни противостоял ударам судьбы, выступал против косности и посредственности, поддерживал идею свободы и равенства. В юности, горячо воспринявший идеи французской революции, Бетховен в своих сочинениях отразил героику революционной борьбы, мощное дыхание пробудившихся масс. Бетховен считал искусство делом огромной человеческой значимости. "Свобода и прогресс — вот цель искусства, как и всей жизни", — говорил Бетховен. Бетховен продолжатель традиций Моцарта. Но его музыка приобретает совершенно новые выражения: она становится более серьёзной; драматизм в музыке доходит до трагизма, юмор — до иронии, а лирика становится откровением страдающей души, философским размышлением о судьбе и мире. Фортепианная музыка Бетховена — образец художественного вкуса. Современники часто сравнивали эмоциональный настрой сонат Бетховена с патетикой трагедий Шиллера. Для фортепиано у Бетховена написано 32 сонаты. Широкой известностью пользуются: "Патетическая", "Лунная", "Аврора", "Аппассионата". Музыка Бетховена поражала современников своей смелостью в передаче эмоциональных состояний, вулканом страстей и величественным спокойствием философских раздумий. М.И. Глинка считал Бетховена вершиной Венского классицизма, художником, наиболее глубоко проникнувшим в глубины человеческой души и в совершенстве выразившим её в звуках. Бетховен же говорил: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой!".
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.