Цикл лекций по историко-бытовому танцу. Часть 6
Бытовые танцы XIX века.
19- й век это период массовых бальных танцев, которые отличались естественностью и «живым» ритмом. В этот промежуток времени теряет свою популярность когда-то востребованный менуэт. Этот вид хореографической композиции становится своеобразным инструментом воспитания хороших манер, развития изящности, красивой осанки и плавности движений. Танцевальная культура 19 века наполняется такими видами постановок, как полька, кадриль, экосез, мазурка и, конечно же вальс. Эти разновидности хореографических постановок происходят из разных стран, а именно Австрии, Германии, Англии и других. И невзирая на разные «корни», они становятся любимыми танцами по всему миру и пользуются огромной популярностью среди самых разных слоев общества. 19 век — эпоха вальса. В это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.
.Вальс задает характер всем бальным действам. Придворные танцы насыщаются непринужденностью, свободой музыкального ритма и отсутствием сложных фигур. Благодаря простоте движений, поз и потрясающе красивому аккомпанементу, который отличается пленительной мелодичностью, вальс становится самым излюбленным танцем в 19-м веке, а также самым востребованным и неотъемлемым атрибутом придворных балов и других торжественных празднеств. К тому же, этот вид хореографической композиции имеет не только стандартную форму, но и обладает многообразием комбинаций и вариантов исполнения. Такая любовь к вальсу способствует огромному всплеску в области музыки, ведь самые знаменитые и талантливые композиторы считали своим долгом написать аккомпанемент для вальса.
В 19-м веке развивается не только вальс, но и получают широкое распространение другие виды танцев. Например, мазурка, которая обрела свою популярность за счет возможности самостоятельно создавать свои композиции танца участниками действия. Не менее любимой в 19-м веке является полька, берущая свое начало с богемской народной пляски. Этот танец становится неотъемлемым атрибутом как на общественных грандиозных балах, так и на домашних праздниках.
Из других, не менее популярных хореографических постановок, можно выделить:
•Полонез — танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах.
•Кадриль — танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.
•Па де катр — особая форма танца, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии.
Все больше начинают входить в жизнь общественные балы, так же, как и в 18 веке, они открывались торжественным полонезом, но исполнялись живо и непосредственно. Но, а главным был вальс. Вальс писался композиторами для каждого бала. Например, для бала журналистов был сочинен «фельетон — вальс», для медиков — «пульс-полька».
На общественных балах существовал свой церемониал, свои порядки. У входа в зал каждая дама получала карточку, где было обозначено название танца и порядок их исполнения. Новый танец полагалось исполнять с другим кавалером. В середине бала исполняли котильон-галоп. Придворные балы происходили в парадных залах дворца. Нарядно одетые пары степенно прогуливались, ожидая приглашения к танцам. Однако не придворные балы и закрытые вечера определяли моду на тот или иной танец и манеру их исполнения. Во многих городах Европы один за другим стали открываться специальные танцевальные классы, где учителя-профессионалы обучали искусству бального танца и создавали новые формы. Имена наиболее талантливых учителей — Целяриус, Ламборд, Коралли. Самый популярный был Марковский, которого знала вся Европа. На протяжении многих веков Франция поставляла всему миру новые танцы и диктовала манеру их исполнения. Учителя Франции считались самыми талантливыми и знающими. Так было до 40-х годов 19 века, потом с Парижем стали соперничать Вена и Москва. Вена — родина вальса, откуда он стал путешествовать по всему миру. В 19 веке Россия становится самым крупным хореографическим центром Европы. Две огромные балетные труппы ежегодно пополнялись квалифицированными артистами, выпускниками балетных школ. Высокий уровень балетного театра повлиял и на бальную хореографию. Артисты балета преподают в танцевальных классах учебных заведений, в частных домах, открывают собственные классы. Они учат не только правилам исполнения танцев, но и развивают изящество, тонкость вкуса и грациозность.
Наряду с популярностью вальса, мазурки и польки, имела место на балах и французская кадриль со своими правилами и манерой исполнения, напоминающий контрданс. Большой вклад в бальную хореографию вносят славянские страны. Полонез, мазурка, краковяк, полька — излюбленные танцы 19 века — берут начало от старинных народных славянских танцев. Значительные изменения происходят в технике исполнения бытовых бальных танцев. Движения рук становятся разнообразнее, более мягкими и плавными. Упрощаются поклоны, которые становятся более естественными. Поклоны и реверансы остаются французскими, но изменившиеся. Все зависело от покроя одежды, от манеры носить платье и держать руки.
Бальная хореография 19 века сохраняет свою связь с народными танцами. По-прежнему основные формы и движения бытовых танцев заимствуются из танцевального фольклора, аранжированные для балов.
Бытовые танцы 19 века, как и в прошлые века всегда был взаимосвязан со сценической хореографией, обогащая её новыми движениями, ритмами и темпами. На классически балет оказал большое влияние -вальс. Вальс способствовал обогащению классической лексики, образности и доходчивости.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.