Цикл лекций по историко-бытовому танцу. Часть 4

Событие завершилось
6+

Бытовые танцы XVIII столетия не имеет такого огромного количества названий, какое было в период позднего Возрождения, когда не только совершенствовались и усложнялись танцевальные формы прошлых эпох, но и создавались много новых. Правда в XVIII веке продолжается процесс совершенствования и развития ранее существовавших танцев. В первой половине XVIII века главенствуют парные танцы: буре, пасспье, ригодон, гавот и менуэт. По прежнему многие придворные танцы требуют детального освоения реверансов и поклонов. Новый покрой одежды, замысловатость причесок у дам придают поклонам и реверансам своеобразный характер. Танцам XVIII столетия свойственна живость темпа и усложненная техника. Как и во всей культуре, в хореографическом искусстве Франции происходит много преобразований и реформ. Они были выражением прогрессивных идей, художественно-эстетических воззрений передовых мыслителей страны. Французская хореография развивается во всех направлениях. Совершенствуется и усложняется язык сценического танца, появляются новые формы бытового танца. Популярные бытовые танцы, народные пляски органически входят в сценическое действие. Народное танцевальное искусство на протяжении всего века обогащает профессиональную хореографию. Правда, в XVIII веке сценический танец одновременно является и бытовым. Для исполнения бальных композиций приходиться длительно изучать позы и отдельные движения, тренироваться в выполнении поклонов и отдельных сложных фигур. Особенно труден был менуэт, где проявлялось высокое исполнительское мастерство танцующих. Модные танцы XVIII столетия построены на плавных и мягких движениях рук и корпуса, мелких изящных шагах. В них многое подчинено законам сценической хореографии. В середине века парные танцы уступают место массовым, в первую очередь контрдансу. Контрданс старинный народный танец английского происхождения, возник на основе хороводов и шествий в честь праздника весны. Первоначально он был сельским, имел веселый и жизнерадостный характер, далее проникнув в салоны и бальные залы, приобретает чинность и сдержанность.Контрданс сразу завоевывает симпатии широких общественных кругов. Ни один танец не мог конкурировать с контрдансом, который порой превращался в танец-игру. Контрдансов было огромное количество различных видов. Контрданс объединяет однотипные танцы — англез, кадриль, экосез, лансье, гросфатер. Все танцы построенные по линии или по каре, где четное количество пар стояло друг против друга.Песни, танцы, музыка украшали бесчисленные народные праздники, которые становились неотъемлемой частью быта. На площадях и улицах звучали оркестры, в садах Парижа устраивались концерты для народа, после которых начинались танцы. Танцы на улицах и площадях носили хороводный массовый характер, исполнялись зачастую под пение популярных песен. Песни и танцы французской революции создавались под влиянием героических событий, возникнув в одном месте, они распространялись по всей стране. Труднее революционный репертуар проникает на профессиональную сцену. Значительные изменения происходят и в бытовой хореографии. На смену придворным танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, доступные и близкие широким общественным кругам. Контрданс, а затем вальс — вот два основных танца, которые будут определять стиль бытовой хореографии. Придворные балы XVIII века отличались изысканностью и роскошью. На увеселение и приемы тратились колоссальные средства. Знать стремилась во всем подражать двору, украшая свои замки роскошью. Среди огромного списка танцев, которые исполнялись на придворных балах, ведущее место принадлежит скорому менуэту, гавоту, пасспье и контрдансу. В конце века в буржуазных салонах устраивались вечера с танцами, выступлением певцов, музыкантов, знаменитых актеров. Эти вечера часто носили интимный характер. Здесь исполнялись танцы с шалью, шарфами и движениями рук. Широко распространялись платные балы и маскарады, на которых большой популярностью пользовался контрданс. Трудовой народ и крестьяне, приезжавшие на ярмарки, устраивали танцевальные вечера в харчевнях и постоялых дворах. Здесь все было просто и непринужденно. Поначалу танцевальные вечера возникали стихийно, затем стали проходить регулярно.
В ту пору в просвященной Европе танцевали повсюду и много, ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов и организовывали пышные ужины, из-за него перестраивали весь распорядок дня.
Не танцевать светскому человеку того времени, а тем более даме, было немыслимо. «Умение танцевать и хореографический талант составляли ценное качество и успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры». Бал являлся прекрасным развлечением, но требовал больших физических и эмоциональных сил. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и веселым.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна