Жанры хореографического искусства
Народный танец
Народный танец различают:
— собственно народный (исполняющийся в народе, быту)
— народно-сценический танец, обработанный для сцены, зрителя.
— фольклорный танец (это народный танец прошедших времён)
— характерный танец (любой народный танец, поставленный в балетном спектакле).
Народный танец складывался и развивался под влиянием хореографических, исторических, социальных условий жизни определённой национальности. Отражает психику народа, его характер, темперамент имеет тесную связь с национальной музыкой. Каждая национальная хореографическая культура отличается определённым комплексом движений, специфическим характером и манерой исполнения.
Источники содержания народного танца
Трудовая деятельность народа — это трудовой процесс отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде и отношение к труду (белорусский «Ленок», узбекский «Пахта»). А с появлением фабричного ремесленного труда появляются такие танцы, как «Сапожник», «Ткачи».
Природно-климатические условия жизни и различные явления природы. Человек наблюдая окружающую природу, часто прибегал к её образам, пластики для создания художественного образа или хореографической характеристики образа самого человека. Например, народы занимались охотой и обобщили наблюдения о животном мире и появились танцы, такие как «Журавль», «Гусачок», якутские «Нерпы», «Медведь», индийские танцы «Павлины».
Жизненный уклад народа — его нравы, мораль, этика. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления о понятии, об общественных отношениях между людьми. Например, большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви, благородных чувств, почтительное отношение к женщине, это выражается в польском танце «Мазурка», в русском танце «Кадрили». Часто в народных танцах отражается героизм, народный дух в плясках «С саблями».
Сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни часто имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Часто использует в своём творчестве для создания образа окружающей жизни. Например, танец «Веретено», «С платками», «Чашками», «С табуретками».
Национальные костюмы.
Они имеют большое влияние на характер исполнения, так плавность русских и грузинских танцев, помогает длинное платье и характерное движение. Жёсткие сапоги с обивкой в венгерских и русских танцах обуславливают наличие характерных движений. Народный танец передавался в поколение, обогащаясь виртуозной техникой. Развитию народного танца также способствовало развитию ансамбля народного танца, которое есть во всех республиках.
В 1937 году был создан государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, который всесторонне способствовал популяризации танцевального наследия народов всего мира.
Классический танец
Этот термин возник в России в конце 19 века, вытеснив такие термины, как серьёзный, академический. Термин подчёркивал совершенствование этой системы, и её образцовый характер. В основу школы классического танца вошли систематизация и отбор движений из народных плясок, бытовых танцев, которые отличались большей выразительностью и законченностью.
Система классического танца берёт своё начало в 15-16 веках, в Италии, где сделаны первые этапы, систематизировать свод танцевальных движений и положений. Дальнейшее развитие получает во Франции и вся терминология классического танца на французском языке.
Основными школами классического танца считаются Италия, Франция, Россия.
Отличительные черты русской школы классического танца:
— предельная выразительность;
— музыкальная отточенность;
— одухотворённость;
— осмысленность движений;
— подчинение техники, выразительности;
— создание волнующих образов.
Классический танец построен на изучении различных группах движений, объединенных различными признаками. Например, группа plie или tendu. В системе разработаны чёткие позиции рук и ног, число групп движений строго ограничено.
Основные требования классического танца:
— выворотность;
— подъём на полупальцы;
— стремление в полётности;
— благородство;
— строгость;
— завершённость форм;
— чёткие линии в позах.
Классический танец является наиболее абстрактным видом хореографического искусства, так как отдельно движение, позы не значат. Только движение в различных комбинациях при тесной связи с музыкой могут создать образ. Лексика классического танца даже при наличии профессионального оттенка, не терпит буквального воспроизведения движений, той или иной национальной культуры. Так как классический танец в своём арсенале использует обобщённые пластические элементы, которые по своей сути напоминают сложные философские абстракции. Овладеть классическим танцем в совершенстве могут не все, поэтому, прежде всего, нужен отбор по физическим данным.
— выворотность;
— большой шаг;
— пропорции фигуры;
— стройность ног;
— гибкость;
— наличие музыкального слуха и ритма.
В настоящее время специалисты, хореографы пришли к единому мнению, чтобы плодотворная работа с участниками коллектива других жанров так же невозможна без учения основ классического танца.
Классический тренаж вырабатывает красивую пластику рук, хорошую осанку, свободу и выразительность движений, в результате этого расширяется память для творческой деятельности каждого исполнителя, будучи хорошо подготовленного физически. Свободно владея своим телом, он сможет более творчески подойти к созданию художественного образа.
Бальный танец
Это современное обозначение танца, которое служит для массового развлечения. Бальный танец прошлых веков называют историко-бытовым. На определённом этапе разделения общества на классы появились салонные или бальные танцы, привилегированных слоёв общества. В основу их легли бытовые танцы простого народа. Например, народные контрдансы превратились в салонные «Лансье», крестьянский бранль видоизменился в салонный басданс. Народные истоки обеспечили широкое распространение бального танца. Он возник в Италии в 15 века, а в 17 веке распространился по всей Европе. В 1661 году была основана Королевская академия танца, которая установила определённые правила исполнения бальных танцев. Бальному танцу учились у специальных педагогов или в специальных школах. В середине 19 века самым популярным стал вальс. В начале 20 века на бальный танец стали оказывать влияние страны Южной и Северной Америки. Появляются такие танцы как вальс Бостон, Блюз, Фокстрот, Чарльстон, Танго, Румба, Самбо и другие. Среди современного бального танца сохранились лучшие образцы латиноамериканского происхождения. К ним относятся Самбо, Румба, Ча-ча-ча, Джайв, Посодобль. И танцы из раздела стандарт медленный и быстрый Фокстрот, медленный вальс и Танго. Создаются новые танцы на национальной основе, русский — лирический, сударушка, литовские, «рильё». Бальные танцы делятся на парные и массовые. В отличие от парных, массовые танцы исполняются группой танцующих круг, линию или хаотично расположенных по площадке. В последнее время появляются танцы с повышенной ритмичностью, близостью к современному образу жизни, они вызывают интерес у молодёжи, дают выход энергии, удовлетворяют потребность в празднике, игре, вырабатывают умение держаться в обществе. Поэтому танцевальные вечера, дискотеки, являются эффективным средством организации досуга культурной формой отдыха.
IV. Свободная пластика
Свободная пластика обозначает сценическую хореографию отвергающую содержание или видоизменяющую её. Тесно связана с бытовым жестом, с естественной пластикой человеческого тела. Отличается наличием ломаных линий незавершённостью, согнутыми коленями, тяготением к земле, отказ от выворотности, от подъёма на пальцы, от тяжёлого костюма. Свободная пластика применяется для отражения земной реальности художественных образов.
К ней относится модерн, джаз и все новые движения и направления
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.