Народная культура и традиции

Событие завершилось
12+

Народная культура как составная часть культуры проявляется в народном творчестве и искусстве, быте и укладе жизни, мифологии, верованиях и преданиях. Понятие «народная культура» связано с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены достаточно широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т. д. Народ выступает носителем и творцом народной культуры. Важно то, что она определяла и определяет, нормирует все аспекты жизнедеятельности социума (в прошлом общины): уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношений с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиций. Анализ народной культуры позволяет выделить две фундаментальные ее особенности: во-первых, народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности в широком смысле, под которой мы в данном случае понимаем нерасчлененное сосуществование в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного отношении к действительности; во-вторых, реальные и потенциально возможные формы народной культуры обладают общим качеством — традиционностью. Опора на традицию как способ коллективной аккумуляции социального опыта сообщества, этноса, группы, является важным качеством народной культуры, отличающим ее от профессиональной, где неизбежно сильно индивидуальное начало. B.C. Цукерман в народной культуре выделяет три составные части: материальную культуру, культуру социального управления и духовную культуру. В последней выделяет структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру. В самой художественной культуре выделяется подсистема непрофессиональной художественной деятельности, включающая «четыре основных блока»: фольклор, традиционное изобразительное искусство, организованную художественную самодеятельность, неорганизованное художественное любительство. В целом народная культура анализируется как динамическая система в процессе эволюции и перемещения отдельных ее элементов [4]. Важно то, что в народной культуре всегда осознаваема, в первую очередь, установка на следование принятой традиции, за которой проступает некое соборное, коллективистское, общинное, корпорагивное, анонимное начало, объединяющее сообщество в разных поколениях и получающее значение нормы и образца ог давности существования и (или) наличия авторитетов. Опора на традицию — фундаментальное качество народной культуры. Традиция в науке трактуется как некая фундаментальная универсальная характеристика, действие которой распространяется в очень широких временных и пространственных пределах. Такая культурная традиция охватывает целую историческую эпоху, цивилизацию, регион и представляет собой конкретный тип культуры: средневековая, кулыура Ренессанса и др. Существует дру1чэе, более узкое понимание традиции как некоторой консгапты, которая воспроизводится в определенных группах, например, в этнических общностях. При таком понимании традиции она оказывается тождественной традиционной этнической культуре в целом или ее отдельным пластам (фольклор, народное искусство). При этом в традицию включаются все традицжитные элементы культуры определенного периода, вся совокупность культурных текстов (их содержательная, смысловая, символическая стороны, а также способы их функционирования и освоения). При этом все то, что имеет отношение к традиции, оценивается как лучшее, подлинное, исконное [2, с. 41-42] Традиция как явление культуры выступает в роли своеобразной социальной эстафеты, обеспечивающей преемственную связь поколений. Важность культурного наследования, преемственность в культуре отмечал еще Г. Гегель. Он представлял историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимой и своеобразной, была закономерной ступенью в общем развитии человечества. Гегель не только определил основные принципы своей теории, но и проанализировал весь путь развития мировой культуры. Он сумел уловить единую тему мировой культуры, ее целостность, общую логику в ее развитии, полагая, что «в выявлении всеобщности мышления и состоит абсолютная ценность культуры» [1, с. 83]. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость духовной культуры народа Следовательно, понятия "традиция", "наследование", "11гзеемственность", включенные в единый контекст, составляют синонимический ряд, в котором доминирует последнее, имеющее онтологическое значение. Взгляд на традицию через призму прешственности вскрывает ее двойственную сущность, отражающую единство и борьбу гфотивоположностей: устойчивости и изменчивости, стабильности и динамики. Благодаря своей изменчивости традиция обогащается новым содержанием и даже может менять свою структуру, сохраняя при этом смысловое и содержательное ядро. Старое и новое в ней дополняют друг друга, а в новсюбразованиях и новаторских подходах всегда узнаются давности освоенного опыта Диалектическое единство, преемственная связь между ними позволяют увидеть в традиции механизм социально-культурного наследования, обеспечивающий стабильность и устойчивость людского сообщества В содержании традиции сконцентрирован отобранный, выверенный временем опыт, обращение к которому позволяет выделить два содержательных блока "знаниевый" и практический. Первый формируется как "информационный массив", отражающий все сферы общественной жизни, передавая от поколения к поколению "мудрость всех слоев общества", отмечает К.В. Чистов [3, с. 27]. Традиция обогащается в процессе преобразующей деятельности человека, в ней вос1пх)изводятся стратегия деятельности, ее формы, методы и приемы, нормы и образцы, оправдавшие себя в прошлом, а также опыт эмоционально-ценностных отношений, проявляющийся в деятельности. Так как в традиции представлен опыт, выверенный поколениями, можно говорить о том, что ее содержание обусловлено историческим достоянием культуры, уровнем ее развития, устойчивостью наследования. Анализ этнокультуры показывает, что традиция — это изменчивый феномен. Динамика его наполнения разворачивается в двух измерениях — в "вертикальном" и "горизонтальном". Первое позволяет рассматривать ее в логике законов исторического развития. В этом случае ее динамика может моделироваться как смена этапов. Вначале она зарождается, появляются значимые для личности или социальной фуппы идеи, на основании которых создаются программы деятельности и постепенно формируется информационный массив. Далее происходит прогрессивное развитие традиции, она получает признание в обществе, которое привносит в нее новые элементы, не нарушающие, однако, устойчивости тенденций. Корреляция старого и нового обеспечивается толерантным подходом к ценностям воспроизводимого опыта Возможен и естествен регресс традиции, когда утрачивается связь между ней и меняющимися социально-культурными условиями, в результате чего она теряет свою значимость для большинства ее носителей. Опыт, зафиксированный в тгзадиции, воспроизводится механически, как привычный ритуал. По мере развития старое в содержании традиции постепенно вытесняется новым. Изменения могут касаться и консервативного ядра традиции, и ее оболочки. Анализ этнокультуры показывает, что возникновение новой традиции не означает гибели старой, зародившись в историческом прошлом, она обновляется и обогащается в но- вых условиях развития общества. В таком случае имеет смысл говорить о ее "горизонтальной" динамике, обусловленной процессом формирования прогрессивных культурноисторических и педагогических реалий. Следовательно, традиционная народная культура — это сложный комплекс духовной и материальной культуры, охватывающий все стороны практической деятельности общества, в т. ч. художественные традиции (фольклор, художественные промыслы, праздники и обряды) и традиции хозяйственной и трудовой деятельности, нормы семейных и общественных отношений, нормы морали и нравственности, язык и многое другое, накопленное народом на протяжении веков и тысячелетий Традиционная народная культура включает в себя не только национальные образы мира, ме1ггалитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бьгтовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народную художественную культуру (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Ядром народной художественной культуры (или этнохудожественной культуры) выступают традиции как культурные ценности.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна