Предания и легенды Татарстана

Событие завершилось
16+

Республика Татарстан — довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Мифы, легенды и сказания — неотъемлемая часть культуры любого народа, которая является бесценным нематериальным наследием всего человечества.

Как и во всем мире, мифы татарского народа большей частью эпичны, а легенды поэтичны. Героями мифов (а частично и легенд) становились волшебные существа, которых в татарских поверьях было видимо-невидимо. Они разделялись по месту обитания на существа, живущие в воде и существа, живущие на суше.

Легенда о происхождении названия города Казань

Существует множество версий относительно происхождения названия города Казань. По одной из них, татарский народ в поисках места для основания города обратился за помощью к шаману, который посоветовал поставить город там, где сам собою закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков, такое место нашлось у слияния двух рек — Казанки и Булака, где и заложили новый град, который, в честь чуда-котла, назвали — Казан.

Легенда о Зиланте

Зилант — крылатый змий на птичьих лапах. Исторический символ города Казань.

Согласно одной из легенд, во времена основания Казани, на окраине города, обитал крылатый змий Зилант, наводивший страх на местных жителей. Однажды хан, строивший крепость, после совета со старейшинами, решил подослать к Зиланту самого смелого и проворного юношу, с тем, чтобы тот прогнал его. В кровопролитном бою юноша одолел змия, но и сам погиб. В память о павшем герое благодарные жители поместили изображения Зиланта на герб своего города, который красуется на нем и по сей день.

Легенда о появлении татар

Итак, жили два брата — Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Легенда о царице Сююмбике

Однажды Иван Грозный, плененный сказочной красотой татарской царицы Сююмбике, послал к ней своих сватов, но получил отказ. Тогда обиженный царь решил применить силу — собрал большое войско и осадил Казань. Сююмбике, чтобы спасти свой город и народ от смерти, согласилась выйти замуж, но при одном условии, если московский царь за семь дней построит в Казани семияросную башню, достойную ее красоты. Через семь дней башня была готова. Тогда гордая Сююмбике, поднявшись на самый верх башни, бросилась с нее вниз головой, превратилась в белую лебедь и улетела. С тех пор башня называется ее именем.

 

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город  — слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот — люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?

Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город — Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян — Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии — Кара-Куль.

По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» — «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере — Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

 

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

 

Притом, что татары давно приняли мусульманства, в их мифах и легендах почти не встречается аллах, зато встречается Тенгре — небесное божество еще языческого происхождения.

Циклы мифов и легенд делятся по группам, есть циклы истории о перечисленных выше существах, есть мифы о создании мира, есть легенды о том или ином географическом объекте (например, о возникновении Казани, о башне Сююмбеке), наконец есть и исторические легенды, о царе Едигее. Часто мифы и легенды имеют перекличку с мифами и легендами других стран, так называемые кочующие сюжеты. Например, в татарских легендах упоминается циклоп, подобный циклопу, описанному Гомером. Есть также легенды о библейских персонажах, например об Аврааме.

 

В заключении можно  сказать, что в мифах и легендах татар отразилась их душа, их понимание природы и их надежды на будущее. Татарстан с его лесами, реками, своеобразным населением, обычаями, культурой отразился в этих мифах как в зеркале.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна