Сбор урожая.Обычая и традиции татарского народа-Сембелэ.
Сбор урожая. Собрать поспевший урожай и успеть сложить его в амбары — для земледельца это главный период в его работе .Приложив все усилия, обратившись за помощью ко всем существам земли и воды, собрать весь урожай без потерь — тяжелый физический труд. И в то же время это и обычай
Сбор урожая приходился на август. В календаре древних людей август был записан как «месяц сбора урожая». Первый день сбора урожая считался праздничным. Завершение сбора не означало окончания работ Колосья предстояло собрать, помыть, высушить, разместить в амбаре, рассортировать на семена или измолотить. Поэтому, даже будучи основным среди полевых работ по осени, сбор урожая не означал окончания работ. И только после их окончания, когда хлеба уже были размещены в амбарах, наступала пора гуляний и свадеб. Люди начинали ходить друг к другу в гости. Для них начинался период осеннего благосостояния.
Сембелэ (Сембелэ). Раньше август у татар назывался «Сембель» В поговорках это название дошло и до наших времен «Сембелэ туар су суыныр» (Родится Сембелэ, остынет вода) -поговорка, которая напоминает о том, что осень уже не за горами «Сембелэ дэ арыш чэч — тамагьщ булмас ач» (В Сембель рожь посеешь — голодать не будешь никогда) — эти поговорки напоминают о делах, которые необходимо завершить в августе.У татар праздник Сембелэ праздновался в последний день месяца сембель, то есть 23 сентября. А у персов в этот день начинался месяц Михрджан. В это время проводились праздничные гуляния.
В этот день на территории Поволжья дни обращались к зиме, начинали заявлять о себе и небольшие заморозки. У таджиков праздник Михрджан являлся началом уборочной. Для персов этот праздник был праздником урожая.
Но есть одно общее свойство у всех этих обрядов они связаны с мифами, в которых природа определяется как нечто могущее умирать и возрождаться Земля-матушка и природа, которые уже проснутся только в Науруз, в этот день заснут крепким сном или же умрут. В Михрджан душа природы отделится от тела «Праздник Михрджан —провозвестник Воскресения и конца мира, все растущее в этом мире достигает предела, затем начинает сохнуть, животные также перестают размножаться, и древние даже считали, что Михрджан выше Науруза, как и осень выше весны».
Празднуемый у татар 23 сентября в последний день месяца сембеля праздник Сембель по своему содержанию напоминает Михрджан. О смысле слова Сембель пишет известный тюрко-татарский поэт средневековья Саиф Сараи Судя по его произведениям, Сембель означает солнце.
Бэнэфшэ буйнын инде гелгэ каршы, Ачыб гэбЬэр кузен Сонбелгэ каршы (Милэушэ буен иде гелгэ каршы, Ачып гэуЬэр кузен Сонбелгэ каршы) «Фиалка склонится к цветку, раскрыв глаза и бросив свой фиолетовый взгляд навстречу к солнцу» Если принять во внимание, что цветы поворачиваются к солнцу, то в данном случае становится понятно, что Сембель означает солнце. Можно предположить, что и у обычая Сембель, как и у Михрджан, имеется связь с культом солнца. Обучающиеся воскресной школы познакомятся с традициями и обычаями татарского народа.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.