Чувашская народная культура. Работа с шумовыми инструментами

Событие завершилось
18+

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», — гласит чувашская народная пословица.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих — сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Шумовые народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на шумовых инструментах не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приемы игры (на двух, трех и большем количестве ложек).

Этапы обучения игры на ложках:

I этап — знакомство с инструментами. Беседа о хохломской росписи на ложках.

II этап — постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап — знакомство детей с приемами игры на ложках. (сначала на двух)

IV этап — освоение техники игры, приёмов звукоизвлечения, ритмическая тренировка. Прослушивание в записи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап — работа над музыкальным произведением. Развитие исполнительского мастерства — работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

VI этап — выступление на праздниках, концертах, конкурсах. Освоение техники игры на трех ложках.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок — возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль над силой и качеством удара. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического рисунка в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отработать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем ученики начнут играть на ложках, с ними проводится игра-разминка «Шофер» (имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля или, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.)

Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном шумовом инструменте.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

а) «Маятник» — это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

б) «Мячики» — в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

в) «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

г) «Плечики» — ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

д) «Коленочки» — ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

е) «Качели» — ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» — удар по колену; «два» -полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» — удар по колену; «четыре» — полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

ж) «Дуга» — на счет «один» — удар ложками по колену. На счет «два» — удар ложками по локтю левой руки;

з) «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

и) «Линеечка» — ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

к) «Солнышко» — ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

л) «Круг» — ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

м) «Капельки» — одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Игры на развитие слуха и ритма

♦ Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка

  2. Путешествие

3. Выполни задания

4. Сложи песенку

5. Учитесь танцевать

6. Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет

  2. Слушаем музыку

3. Назови композитора

  1. Волшебный волчок

  2. Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент

  2. Музыкальные загадки

  3. На чем играю

  4. Кто самый внимательный?

  5. Слушаем внимательно

♦ Пальчиковые игры

«Смешные человечки»

Бежали мимо речки смешные человечки,

Прыгали, скакали, солнышко встречали.

Забрались на мостик и забили гвоздик

Потом бултых в речку, где же человечки?

«Вот так!»

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Как ты спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!


♦ Знакомство с народными промыслами.

«Золотая Хохлома весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы растут не здешней красоты.

Блестят они как золотые, а может солнцем залитые?»

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА». Хохлома–это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе рассказывают о чудо — мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица, мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки, и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой посуды», а сам исчез. И стали другие мастера изготовлять «золотую посуду».

Ложки — простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект — применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористическим ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

К шумовым инструментам также относятся  бубен, трещотка,  барабаны.



Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна