Тайны актерского перевоплощения

Событие завершилось
12+


Актерское перевоплощение — это этап актерской подготовки, на котором артист стремится вместиться в образ своего персонажа, создать психологически законченный образ с определенными характеристиками, поведением, манерой движения и даже речи. Этот процесс может быть тайной для зрителей, но для актеров — он прекрасно изучен и описан, и состоит из ряда сложных этапов.
В рамках техники актерского перевоплощения актеры нацелены на создание максимально реалистичного и убедительного образа. Они анализируют текст пьесы или сценария, чтобы понять мотивации и характеристики персонажа. Они изучают детали жизни героя персонажа, рассматривая биографические материалы и придумывая его "внешнюю оболочку", описание физических параметров и даже особенностей походки. Изучению игры персонажа помогают и соревнования, на творческих фестивалях зрители смотрят десятки приблизительно одинаковых ролей, но в каждой из них есть что-то новое.
Зрители видят роль иногда как продукт чистого воображения, однако, актеры и актрисы могут воплощать комические моменты, обнаруживать мир только через кривое зеркало или превращать обычную историю в целое творение искусства. Это все добавляет ценности и смысла к актерскому искусству. 
Цель такой подготовки связана с тем, чтобы убедительно определить природу персонажа на сцене или экране, отобразить характеристики и душевное состояние героя, а также донести его чувства и эмоции до зрителя. Все это позволяет сделать спектакль или фильм более интересным и привлекательным, а также усилить психологический эффект.
Актерское перевоплощение также может иметь социальный и психологический смысл. Например, для актера это может быть способом выразить свои собственные эмоции и чувства, которые были скрыты ранее или были связаны с трудными периодами его жизни. Такое своеобразное "терапевтическое" применение актерского искусства получило название "ментальный терапевтический театр". Для зрителей же оно может стать способом понимания сложных и противоречивых проблем, с которыми сталкиваются многие люди.
В целом, актерское перевоплощение — это важный элемент актерского искусства, который позволяет создать неповторимые образы и глубокие характеры, но также является мощным творческим и самовыражающим процессом для актеров.
Цель актёрского искусства — лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

В театре представления актёр скрывается за личиной своего героя — маской — в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живёт его жизнью. Вспомним героев Аркадия Райкина, персонажа Геннадия Хазанова «из кулинарного техникума», Ассисяя Вячеслава Полунина или бесконечную череду «масок», заполонивших нашу эстраду, — от Евгения Петросяна до «новых русских бабок».

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.

Карнавал

Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Человек, прячась за маской, обретает большую свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя, будто говоря: «Это не я, это он, мой персонаж». Маска неопытным актёрам часто помогает преодолевать зажим.

Карнавал в Венеции

Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.

В театре переживания смыслом творчества актёра становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа» (К. С. Станиславский). Правда актёрского существования основана здесь на тончайшей внутренней технике. Конечно, это остаётся театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики.

Пьеро и Коломбина

Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба — согревать, рыцарские доспехи — защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.

В театре же нужен их «образный двойник» — сценический костюм, который такая же театральная условность, как бутафорский трон или декорационные кубы и станки.

Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна