Чувашские народные игры
Народные игры — это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Чувашский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств чувашского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой чувашского народа.
В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр — хороводов чувашский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в чувашском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра — одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра — форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Я широко использую народные игры во внеурочной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только я как руководитель кружка "Культура народов Поволжья", но и родители и дети. Играя с детьми в чувашские народные игры я добилась следующих результатов: у детей возрос интерес к чувашскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о многонациональной Родине — России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно — творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.
Сейчас я познакомлю вас с чувашскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Большинство этих игр, конечно же, из памяти моего детства. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, чувашские народные костюмы.
Журавушка (Тарналла)- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные — птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш, журавушка,
Не забыл ли домик матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.
Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.
Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)
Среди игроков выбирается водящий — пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: « Успеешь ли испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: « Сумеешь ли догнать?
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
Лошадки (Лашасем)
один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:
-Лошадь продается?
-Продается!
-Сколько стоит?
-Триста рублей.
И три копейки не дам.
Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.
Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.
Слепой баран (Суккăр такалла)
По жребию выбирают водящего — слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:
Дверь крепка и прочна,
Не пускает в дом она.
Тот, кто хорошо растет,
В эту дверь легко пройдет.
Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.
Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)
Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:
Славно мы в гуляем,
Да и травку собираем,
Для козленка, для ягненка
И для бурого теленка.
Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.
Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т. д.).
Ручейки (Юхан шывсем)
игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях
Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.
Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»
Пустая изба (Пушă пуртлĕ)
игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.
Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.
Отгадай имя (Ятне пĕл)
один из игроков выбирается водящим — медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.