Шах и мат. Ничья

Событие завершилось
16+

Перемещение фигур по доске служит главной цели шахмат: поставить королю соперника мат, то есть взять его в плен своими фигурами так, чтобы у него не осталось возможности выйти из-под атаки.

Шах. Первый шаг на пути к мату — шах, то есть нападение на короля. Для этого игрок должен расположить свои фигуры так, чтобы на следующий ход он мог атаковать чужого короля. Соперник в свой ход обязан защититься от шаха, чтобы не проиграть партию.

В шахматах выделяется несколько особых шахов, выполняемых при определенных условиях:

  1. Двойной шах. В этом случае королю одновременно угрожают две вражеские фигуры или пешки.
  2. Перекрестный шах. Объявляется в ответ на шах соперника, если игрок смог не только защититься, но и одновременно поставить под угрозу чужого короля.
  3. Вскрытый шах. В этом случае королю угрожает не та фигура, что двигалась в этот ход, а та, что раньше была закрыта.
  4. Вечный шах. Ситуация, в которой один игрок объявляет шах, второй уходит из-под угрозы, но первый тут же ставит еще один шах — и так может продолжаться бесконечно.

Выход из-под шаха. Игрок, которому поставили шах, должен защитить своего короля. По правилам нельзя оставлять короля на битой клетке или ставить на другую клетку, которая находится под ударом: это приведет к проигрышу. Есть три основных способа выйти из-под шаха:

  1. Уйти королем на соседнюю клетку, которая не находится под угрозой атаки в следующий ход. При этом можно атаковать вражеские фигуры или пешки, но нельзя идти на клетки, занятые своими же фигурами или пешками. Важно: из-под шаха запрещено выходить с использованием рокировки.
  2. Защитить короля другой фигурой или пешкой, расположив ее на пути чужой фигуры. Не сработает, если королю поставлен двойной шах или шах конем.
  3. Защитить короля другой фигурой или пешкой, атаковав угрожающую чужую фигуру. Тоже не сработает в ситуации с двойным шахом.

Мат. Бывают ситуации, когда от шаха нет защиты: король не может уйти из-под угрозы, а другие фигуры и пешки не могут ни прикрыть его, ни атаковать угрожающую фигуру. Это и есть мат — игрок, поставивший его, побеждает в партии.

У матов нет особой классификации, но есть конкретные ситуации на поле, которым дают свои названия: от «дурацкого мата», который по ошибке можно допустить уже на втором ходу, до именных матов, названных в честь известных шахматистов или исторических партий.

Ничья. В шахматах возможен и ничейный результат, причем на самом высоком уровне большая часть партий так и заканчивается. Опытные гроссмейстеры стараются не допускать ошибок и сводят игру к ситуации, когда мат поставить невозможно. Поэтому, например, матч за звание чемпиона мира длится 14 партий, а в случае равного счета проводятся дополнительные игры.

Ничья может быть зафиксирована в нескольких случаях:

  1. Соглашение. Игрок может предложить сопернику ничью, тот имеет право принять предложение или отказаться. Повторять предложение в той же партии не принято, хотя регламентом обычно не запрещено.
  2. Теоретически ничейная позиция. Ситуация, в которой ни один из соперников не может поставить мат. Например, когда на доске остаются два короля и конь или любое количество однопольных слонов.
  3. Троекратное повторение позиции. Если одна и та же расстановка фигур на поле повторяется три раза или более, игра заканчивается вничью — по просьбе одного из игроков или судьей, в зависимости от регламента. Самый распространенный пример этого правила — вечный шах.
  4. Пат. Ситуация, когда игрок не может сделать ход в рамках правил ни одной из своих фигур. Например, если у черных на доске остался один король, но любой ход приведет к атаке на него белыми фигурами. При этом шах черным не объявлен. В патовой ситуации фиксируется ничья.
  5. Правило 50 ходов. Если 50 ходов подряд прошли без взятий и движения пешек, фиксируется ничья — даже если у одного игрока было преимущество на доске. По нынешним правилам в этом случае игра завершается по требованию одного из игроков. Если так прошли 75 ходов, то ничья фиксируется автоматически.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна