Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения
Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения.
Не требует доказательств тот факт, что у творчески одаренного руководителя ансамбля, владеющего методикой работы с детьми, любящего свою профессию, детей, имеющего красивый голос, яркиеартистические данные, — ученики раскрываются быстрее, активно проявляют себя в исполнительской работе.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа.
Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры и достигается с помощью:
- Мимики, выражение глаз, жестов и движений;
- Богатство тембровых красок голоса;
- Динамических оттенков, отточенности фразировки;
- Чистоты интонации;
- Разборчивости и осмысленности дикции;
- Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленностисодержания и его эмоционального переживания детьми.
Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Выразительность пения имеет две стороны этого понятия:
1. Непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность;
2. Произвольная, характеризующая способность передачи заранее
обдуманного содержания исполняемого произведения.
Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны восприятия. Как только оно наскучило детям, ощущение новизны утрачивается, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность, необходимо добиваться осознания и закрепления способов выразительности исполнения. Формировать произвольную выразительность более сложно, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения.
Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и
осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий.
Навыки эмоциональной выразительности собственного исполнения у детей формируется более успешно, если параллельно воспитывать у них навыки слухового восприятия выразительности у других исполнителей и умение оценивать ее качество. Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств звука, его тембра, широко применяется образные
определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже с вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр, мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое и низкое звучание; вкусный, доставляющий удовольствие звук и т. п.). Применение образных определений певческого звука, заимствованных из области не слуховых ощущений и представлений, из знакомых эмоций, позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у ученика обширный опыт в этих областях чувственного познания. При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке. Опора на это должна быть максимально усилена при обучении детей, которым, особенно дошкольном и в младшем школьном возрасте, свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость.
Глава 2. Гигиена и режим голоса.
Для успешных занятий пением и достижения положительных результатов необходимо создать наиболее благоприятные условия.
Прежде всего нужно наладить нормальную певческую функцию, т. е. установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, которая позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Это достигается при воспитании профессиональных вокальных навыков.
Чтобы создать нужный режим занятий, необходимо
учитывать физиологические особенности (возрастные, индивидуальные).
Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Это и физическое здоровье, эмоциональное состояние, которое влияет на активность и общий тонус организма. На звучание голоса оказывают влияние и режим сна (не менее 7 часов в сутки для взрослых, а для детей 8-10 часов), и режим питания (пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве). Не следует употреблять в пищу пряности (корицу, гвоздику), острые приправы. Вредны орехи и семена подсолнечника. Их размельченные частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки.
Следует избегать употребления холодной пищи, напитков в дни уроков пения.Довольно часто приходиться встречаться с не смыканием голосовых связок (сильный сиплый звук — один из симптомов). Это обусловлено:
Ларингитом (длительность заболевания от 2-х до 3-х недель);
Узелковым заболеванием голосовых связок (причина — пение в больном
состоянии и неправильные навыки голосообразования);
Кровоизлиянием в голосовую складку (причина — форсирование звука, крик, неумелое взятие верхней ноты, пение в менструальные дни);
Пение в менструальные дни категорически запрещается, так как может
произойти кровоизлияние в голосовую связку, отек гортани.
Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового
аппарата является полный покой, строгий режим молчания.
Пение в больном состоянии — предрасполагающий фактор возникновение заболеваний:
1. Насморк — воспаление слизистой оболочки носа.
2. Острый ларингит — поражается слизистая оболочка гортани и голосовые
связки. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок после них может затянуться.
3. Хронические тонзиллиты (хронический кашель) — постоянное
воспаление гортани.
4. Трахеиты — при трахеитах ослабевает сократительная способность мышц
трахеи и от этого страдает качество голоса, снижается сила и ухудшается его
тембр.
5. Кашель — связан с сильными выдыхательными толчками в голосовые связки, с их травмированием. При кашле необходимо не только отхаркивающие, но и обязательно успокаивающие средства. Важно принимать все возможные меры для того, чтобы голос учащегося не переутомлялся.
Все правила гигиены должны тщательно выполняться в отношении
детских голосов.
Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находится в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного обращения. Следует учитывать, что только один правильный певческий режим не может обеспечить условия для нормального развития детского голоса. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике.
Необходимо разъяснять детям опасность перенапряжения голоса, как в речи, так и в пении. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.
Охрана детского голоса в основном сводится:
— к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни
— к воспитанию правильных певческих навыков
— к необходимому режиму во время занятий в целом
— к выявлению и особому наблюдению за развитием детей свыдающимися данными.
Самым простым путем освоения двигательных, а самое главное речевых навыков является — подражание. Именно показ звучания является сильнейшим эмоциональным воздействием. Полноценный вокально-красивый, выразительный показ содержит в себе эмоциональный подтекст, который с легкостью воспринимается детьми. В результате у ребенка возникает ответная реакция — желание воспроизвести услышанное. Но нужно учитывать, что ребенок воспринимает и может копировать не только те качества звука, которые хочет продемонстрировать педагог, но и звук в целом: индивидуальный характер тембра и все его особенности.
Следуя из этого голос педагога должен отвечать определенным требованиям:
1. Не содержать недостатков (горловой, носовой призвук, формировку);
2. При работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов.
Заключение.
Развитие и формирование вокальных навыков у ребенка является основным в содержании работы педагога с учеником.
В процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта, рефлекторных навыков голосового аппарата,
эмоционально-волевых отношений, учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям к самому предмету. Его положительная направленность является условием усвоения знаний и навыков. Практика в работе с голосом определяется в основном подбором певческих упражнений с различными задачами формирования того или иного навыка. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном порядке положительно сказываются на развитии и формировании голоса как музыкального инструмента.
Обучение пению ребенка является мощным средством
воспитания и комплексного развития. Пение сопровождается у ребенка ощущениями психологического комфорта, что дает толчок к формированию положительного отношения к процессу занятия вокалом. Начало занятий эстрадным пением на подготовительной и младшей ступенях помогают развитию образного мышления детей, слухового восприятия у детей, для наиболее лучшего концентрирования внимания.
Несомненно, главным является эстетический принцип — синтез технической и художестве
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.