Формирование звукообразования

Событие завершилось
16+

Формирование звукообразования.

(Фонация, от греч — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата.

Обязательные качества атаки звука:

1.Мышечная свобода;

2.Точное интонирование в начале фонации;

3.Связь с характером певческого звука и поэтического слова.

Различают также приемы снятия звука:

1.Твердое снятие звука — звук как бы «срезан» в момент мгновенного
переключения из одного плана в другой, из «форте» к «пиано»;

2.Звук снят мягко при уменьшении звучности;

3.Окончание может быть и придыхательным: «ох», «ах». Чрезвычайно важен эмоциональный настрой. Эмоции удивления активизируют мягкое небо и близкую вокальную позицию.

Певческий тон органично вплетается в исполнительский процесс и
творческие задачи. Он может быть углубленным, полетным, легким, созерцательным и т. д. Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положением гортани и при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковым каналом.
Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больного или спящего человека. Направив, таким образом, звук в «маску», нужно открыть рот и продолжать стонать или мычать. При этом прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача — найти темброво-тональный стержень рождающегося звука. Научиться мыслить правильно о качестве образовавшегося звука, который должен вобрать в себя всю его характеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, сила, наличие тембровой устойчивости, мягкая атака, легкость, светлость. У певческого тона нет преград к диапазоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не
отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий
успевал следить за legato дыхания и качеством звука.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа
художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука
совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.

Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без
толчков, без перерывов в дыхании. Для начальной работы над legato и
кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные в
спокойном темпе.

Результат хорошей вокальной «школы» — это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать.

Вокальные упражнения.

Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации:

1.Пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаются
губы и делаем их «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данное упражнение используется в движении на полтона вверх, затем вниз или находясь на одном и том же звуке.

Проследить:

1) Зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;

2)Губы в состоянии щекотливости;

3) Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика.

Педагогическая цель:

1) Подготовить связки к «работе» на натуральном, естественном певческом тоне;

2) Закрепить процесс фонации на примарном тоне;

3) Выстроить интонационный слух;

4) Закрепить положение «зевка» в звукообразовании («зевок» — движение
мышц гортани под корнем языка).

5) Подключить резонаторы и закрепить всю систему
певческого дыхания.

2.Упражнение помогает ощутить свободное грудное резонирование.
Проследить:

1)Использование твердой атаки;
2) Сохранение высокой певческой позиции

Педагогическая цель:

1) Упражнение помогает переносить высокое звучание на все последующие

звуки;

2) Способствует выравнивать голос;

3) Воспитывать навыки смешивания регистров: головного и грудного.

3.Система упражнений на staccato.
Проследить:

1) за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание
каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого
дыхания;

2) упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном
качании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второй
октавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать с
примарного тона;

3) действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.

Педагогическая цель:

1) выстроить певческий тон;

2) определить для певческого тона место фокуса: «нижнее» (в маске), «среднее» (под зевком), «верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке);

3) отшлифовать певческий тон в звуковом канале, открывая головной
резонатор.

4.Система упражнений на legato для выравнивания регистров.
Проследить:

1) за сохранностью ровной вокальной линии. Один звук как бы «переливается» в другой или «вытекает» из другого. Инструментальная
вокализация с ощущением «длинного смычка»;

2) за сохранностью звука одной силы близкого формирования;

3) за настройкой первого тона и сохранения его на протяжении всего
упражнения;

4) за закреплением наработанных ощущений.

Упражнение петь от «до» первой октавы вверх до «до» второй октавы в
зависимости от подготовленности голосов и далее вниз.
Педагогическая цель.

1) развитие кантилены (плавного звуковедения);

2) разделение дыхания на певческую фразу;

3) свобода и полнота звучания.

5.Система октавных упражнений.
Использовать:

1) мажорные и минорные гаммы;

2) широкие арпеджио больше октавы;

3) петьразнымиштрихами (legato, staccato, marcato);

4) начинать упражнения исполнять, с «ля» малой октавы, заканчивать «ми» второй октавы;

5) все упражнения исполнять, используя тональности в хроматическом
порядке.

 Проследить:

1) за неразрывностью вокальной линии (точно распределять певческое
дыхание);

2) за сохранностью звучности верхнего тона при движении вниз.

Педагогическая цель:

1) развитие диапазона голоса;

2) сглаживание регистров, выравнивание голоса на всем диапазоне;

3) распределение дыхания;

4)использование гамм.

б. Упражнения на технику голоса: подвижность легкость и гибкость.
Выполнять:

1) петь с продвижением в тональности по полтона, соответственно
диапазона;

2) петь как legato, так и на staccato;

3) начинать петь в медленном темпе и ускорять по мере отработанного
исполнения;

4) петь с названием нот и на гласный звук.

Педагогическая цель:

1) сглаживание звуков в вокальной линии;

2) яркое звучание всех нот;

3) сглаженные переходы в разные регистры.

В старших классах целесообразно использовать упражнения с
превышением октавы и со скачками в октаву.

7. На развитие гармонического слуха.
Выполнять:

1) воспитывать тяготение к данной природе звучания, чтобы
исполнительство вызывало эстетическое наслаждение;

2) к двухголосию подводить постепенно, чтобы внутренне не отпугнуть, а
напротив, достигнутую задачу закрепить эмоционально;

Педагогическая цель:

1) научить вслушиваться в свой голос на фоне других голосов;

2) учиться сливать свой голос в общий унисон гармонического звучания.
Удерживать свою партию;

3) воспитывать чувство ансамбля;

4) подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента.

Целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.
Навыки артикуляция и певческое дыхание непосредственно участвуют в
звукообразовании и обеспечивают качество дикции, способы звуковедения,
ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Как основа правильного звукообразования используется «мягкая атака». В вокальной, педагогической практике используется «мягкая» и «твердая» атаки.

Придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение этого или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если вялая подача звука и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (не смыкание голосовых связок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно сначала применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной (применять очень осторожно, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам).

Когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба, разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гортань, в вокальной литературе это называется «певческим зевком», «вокальным зевком», «полузевком».

Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна