Классификация голосов
В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. В ранние периоды развития вокального искусства различались два типа мужских и два типа женских голосов — та классификация, которая сохранилась до нашего времени в хорах.
В мужской группе сначала выделился промежуточный голос — баритон. Затем произошло разделение.
Тенор — альтино, обладающий особенно высокими нотами, звучит прозрачно и легко. Способны достигать ре второй октавы.
Лирический тенор — тенор теплого. Нежного, серебристого тембра, способный выражать свою лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором обладали Собинов. Лемешев.
Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства.
Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. К драматическим тенорам можно отнести, например. Голос Таманьо, Карузо, Монако.
Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса — Жорж Жермон, Онегин, Елецкий.
Лирико — драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева.
Драматический баритон — голос более темного звучания, большой силы. Партии драматического баритона более низки пол тесситуре. Драматическим баритоном обладали Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.
Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой. Кроме того в хорах весьма ценным голосом считаются басы — октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.
Высокий бас, бас певучий, имеет рабочий диапазон до фа первой октавы. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.
Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Гяурова, В.А. Петрова.
Низкий бас обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.
Среди наиболее высокого тембра женских голосов — сопрано, имеющих рабочий диапазон от до малой до до третьей октавы, различают:
Коларотурное сопрано — легкое, прозрачное звучание. Голос не достигает большой мощности, но обладает большой способностью нестись в зал, исключительной чистотой и прозрачностью. К колоратурным голосам следует отнести голос Матильды Доббс, Мирошниченко, А. Соленковой, Гоар Гаспарян.
Лирико — колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий.К таким певцам можно отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко.
Лирическое сопрано — голос мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы. Лирическое сопрано — Жуковская, Шумская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.
Лирико — драматическое сопрано. Это широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий. К лирико-драматическим сопрано можно отнести голоса Держинской, Смоленской, Покровской, Милашкиной.
Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание. Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.
Меццо-сопран — женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля-си второй октавы. Среди этой группы различают голоса более высокого звучания, типа голоса Максаковой, Долухановой, и более густого, темного тембра, как у Обуховой, Преображенской, Борисенко.
Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Антонова, Збруева, Марианн Андерсон.
Наблюдаются и переходы от одного типа голоса к другому у профессиональных певцов. Так, известная нам как меццо-сопрано певица Зара Долуханова перешла в сопрано, драматический тенор Д. Узунов начинал как баритон. Эти факты показывают, что в формировании профессионального звучания играют роль не только природные анатомо-физиологические данные, но и профессиональные приспособления.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.