Многоголосное пение в ансамбле
Работа в вокальном ансамбле направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, воспитание высокого художественного вкуса, расширение культурного кругозора. Способствует развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки, творческой индивидуальности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов- практиков и исследователей. Важность и значение ее решения на современном этапе подчеркивается поисками путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как одному из активных видов музыкальной деятельности.
Обучение пению — это не только обучение данному виду искусства.В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.
Поставленный голос и грамотное исполнение не только может служить своего рода эталоном, но и одновременно упражняет и развивает музыкальный слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения пению, дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи — её содержание.
Основная часть
Целью методической разработки развитие навыков двухголосного пения в эстрадном вокальном ансамбле.
Тип урока: урок — повторение, закрепление умений и навыков.
Основные задачи:
предметные:
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
метапредметные:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
продолжение развития гармонического слуха;
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения современных композиторов).
метапредметные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно — поисковый;
объяснительно — иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты вокальных упражнений, фонограмма «минус», ноутбук, микрофоны, зеркало настенное.
Структура урока
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в песне «Я мечтаю о чуде» автор А.Ермолов
Основной этап.
4.1.Распевание»
Разминка: — артикуляционная гимнастика;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Дыхательная гимнастика.
Цель: активизировать дыхательный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
Произнесение скороговорок.
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, совершенствование певческой дикции.
Вокальные упражнения.
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
Этапы работы:
Перед исполнением песни необходимо побеседовать с детьми о характере и настроении песни, прослушать и провести анализ песни целиком.
Вопросы: о чем поется в песне? Какая песня по характеру? Эмоционально — образная характеристика песни и средства музыкальной выразительности?
(Спокойная, плавная, сдержанная, протяжная, простая, приятная, певучая, напевная, трогательная, легкая, чистая, трепетная, проникновенная, задумчивая, задушевная, загадочная, грациозная, порывистая, стремительная, страстная, энергичная, уверенная, волевая, смелая, решительная, воинственная, неумолимая, напряженная, бурная, патетическая, романтическая, пламенная).
Разучивание текста с ритмической, артикуляционной и дикционной работой. Выразительное чтение текста, чтобы понять смысл и идею. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста продумывается и готовится заранее. Используем приемы прохлопывания ритмического рисунка песни, отчетливого проговаривания текста в ритме песни, что способствует хорошей дикции, делая её единой, четкой. Характеристика ритмического рисунка — равномерный, выразительный, сдержанный, уверенный, маршеобразный, четкий, твердый, неравномерный, танцевальный, утонченный, легкий.
Разучивание мелодии, вокализация. Разучивание по музыкальным фразам и предложениям. Подготовка музыкального слуха к восприятию многоголосия.
Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно. Вначале разучивания необходимо исполнение песни от начала до конца инструментально на фортепиано.
Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении — это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво её встраивать в общее звучание.
Распределение детей по партиям происходит по музыкальным данным — уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса.
Выработка интонационно устойчивого унисона в каждой партии.
Упражнение №1. Пение на одном звуке текста песни. Закрепление в пении на одном звуке всех ступеней мелодии своей партии. Стремление достигать ансамблевой слитности голосов в динамике, характере звуковедения, фразировке, уравновешенном звучании каждой партии.
Упражнение №2. Пение основной мелодии песни каноном с учителем. Использование разнообразные видов канонов: речевой канон, «прыжковый» канон, мимический канон, канон жестов, тембровый канон, мелодико-ритмический канон, и привычный, мелодический канон.
Упражнение №3. Удержание остинато главной ступени учениками одной партии, с одновременным исполнением мелодической линии детьми из другой партии, и наоборо
Упражнение №4. Исполнение главной ступени учениками одной партии, с одновременным исполнением мелодической линии другой партии педагогом, и наоборот.
Упражнение №5. Использование «педального» двухголосия, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого вокального произведения. Здесь второй голос может появляться эпизодически, в виде подголосков.
Упражнение №6. Исполнение одной из партий песни всеми детьми, а основной мелодии — солистом.
Упражнение №7. Динамическое звучании нижних голосов, а также исполнение их партии со словами, а верхней партии — с закрытым ртом или на слоги освоения всем хором обеих мелодических линий.
Приёмы работы над двухголосным произведением:
предварительная работа по подготовке музыкального слуха к восприятию многоголосия.
начинать разбор нового произведения с унисонного исполнения всем коллективом каждой партии отдельно (так дети представляют мелодическое движение обоих голосов.
Грамотное и постоянное распределение детей по хоровым партиям: равномерно в количественном и качественном отношении.
Гармоническая поддержка и дублирование голосов сопровождением на фортепиано.
Разучивание произведения по принципу «от простого к сложному».
Единая исполнительская манера — единообразие партий, выразительность, выпуклость фразировки, характера звуковедения, особенностей в преподнесении текста.
Заключительный этап.
Пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. Поддержание лучших отечественных традиций вокального исполнительства, дает возможность не только целенаправленного вокального воспитания, но и одновременное решение задач музыкально-эстетического развития. Понимание методологии репетиционно — исполнительского процесса с детским вокальным ансамблем основано, на осознанном применении методов вокально — ансамблевой работы. Методические принципы в работе с детским вокальным ансамблем, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что репетиция с детским вокальным ансамблем должна проходить с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Прямая обязанность руководителя детского вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение — это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая совместно, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, — осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.