Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Постановка «Нюрнбергских мейстерзингеров», осуществленная в 2023 году, венчает вагнеровскую коллекцию Мариинского театра. Грандиозная мариинская вагнериана относится к числу главных творческих свершений Валерия Гергиева, она включает в себя все зрелые оперы немецкого мастера. Опера с труднопроизносимым названием справедливо считается и одной из самых трудных для сценического воплощения: Вагнер, сочиняя ее, располагал в прямом смысле королевскими возможностями. Протяженная, многословная, многолюдная, она требует отличного, мощного, слаженного оркестра, огромного и вместе с тем дифференцированного хора, первоклассных солистов «вагнеровского» типа — с яркими, сильными, выносливыми голосами, феноменальной памятью и выдающимся актерским талантом. Мариинский театр, располагающий великолепными исполнителями, — единственный театр в России, решившийся на постановку сложнейшего вагнеровского произведения. Захватывающе красивый, праздничный, жизнерадостный спектакль Константина Балакина — это гимн искусству, труду и любви.
Единственная дочь как Гран-при на вокальном конкурсе: ювелир Фейт
Погнер взбудоражил своим рискованным предложением весь Нюрнберг. Будущий
тесть требователен, только мейстерзингер — мастер-певец — может стать
мужем прекрасной Евы. Ради нее рыцарь Вальтер фон Штольцинг готов стать
бюргером и освоить премудрости певческого ремесла. Одного природного
дара и вдохновения мало: надо еще и научиться творить по правилам!
Первый экзамен экстерном провалился, и у рыцаря есть ровно сутки, чтобы
научиться всем тем премудростям искусства мейстерзанга, на которые у
других претендентов уходят годы зубрежки. К счастью, в Нюрнберге живет
знаменитый сапожник-поэт Ганс Сакс. Гениальному учителю и не менее
гениальному ученику нужен всего один урок, и вот рождается песня,
которая принесет победу и счастье. Конечно, это песня о ней — о Еве,
ставшей одновременно музой. Рецепт шедевра содержит два обязательных
компонента: хорошая выучка + инспирация.
Знать правила композиции
мало: главный теоретик мейстерзанга Бекмессер как практик совершенно
бесплоден. Творить как бог на душу положит, подобно Вальтеру до встречи с
Гансом Саксом, тоже не годится. Настоящий художник знает традицию,
опирается на нее и одновременно идет вперед.
«Нюрнбергские
мейстерзингеры» стоят особняком среди прочих опер Вагнера с их
средневековой романтикой и искупительной идеологией. Крепкая, здоровая,
«до-мажорная» музыка этого сочинения не томит и не дурманит: перед нами
опера-праздник с грандиозным апофеозом в финале. Ради создания
«Мейстерзингеров», произведения искусства о произведении искусства,
Вагнер проштудировал множество исторических источников о мейстерзанге и
немецкой ремесленной культуре; своими познаниями он щедро делится со
зрителями. Все двенадцать имен мейстерзингеров аутентичны, все
хитроумные названия «тонов» («образцовых мелодий») исторически
достоверны (уже их перечисление завораживает: «фенхелевый», «телячий»,
«тон усопшей росомахи», «тон верного пеликана» и еще пара десятков
названий в таком духе). Одно из главных действующих «лиц» оперы — сам
Нюрнберг, прекрасный Нюрнберг XVI века, благоухающий ароматом бузины и
липы. Кажется, что Вагнер вывел на сцену всех жителей города: шустрых и
проказливых мальчишек-учеников, вечно голодных и жаждущих девичьего
внимания подмастерьев, степенных и зажиточных торговцев и мастеровых.
Внутренняя маскулинная энергия динамичного города может даже привести к
всеобщей драке, особенно если на дворе — ночь накануне праздника Иоанна
Крестителя. И тогда только женщины и «рука власти» — ночной сторож —
способны навести порядок в разыгравшейся стихии.
Вагнер посвятил
«Мейстерзингеров» баварскому королю Людвигу, своему экзальтированному
поклоннику. Тот ждал очередную «рыцарско-эпическую» оперу, а получил
комическую: композитор, как сейчас говорят, «сломал стереотип о себе». Такого
Вагнера еще никто не знал: Вагнера-комедиографа, Вагнера с улыбкой —
хотя и назидательной. Этого Вагнера до сих пор не хватало и в коллекции
Мариинского театра. Последним звеном в вагнеровской коллекции театра
стала опера Вагнера о себе самом: в образе Ганса Сакса композитор видел
свое альтер эго, он даже подписывал письма этим именем. В самом конце
оперы народ рукоплещет, машет платками и шляпами и единодушно
восклицает: «Да здравствует Ганс Сакс!» Иными словами: «Да здравствует
Рихард Вагнер!» Христина Батюшина
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.