От волшебного фонаря к проектору: история советских диафильмов
От волшебного фонаря к проектору: история советских диафильмов
Какие воспоминания из детства самые яркие? Сколько людей — столько и вариантов ответа. Но все они будут иметь кое-что общее: эти воспоминания должны быть связаны с чем-то необычным и загадочным. Давайте вместе вспомним об аналоге современных мультиков — диафильмах, память о которых дорога бывшим советским детям. Расскажем, когда появились диафильмы, можно ли было смотреть их без электричества и почему создавать их не так просто, как кажется.
Идеальный семейный досуг
Если у современных детей белая простыня, вытащенная родителем из шкафа, максимум вызовет желание поиграть в привидение, у советских ребят все было иначе. Это означало, что сейчас родители совместно натянут ее на подходящую стену, потом долго будут возиться с проектором-фильмоскопом и, наконец, свершится чудо. На белом фоне начнут возникать интересные картинки из сказок, а под ними — текст. Ребята постарше будут читать вслух, а младшие братья и сестры восторженно смотреть на изображение. Вся семья в сборе, все веселы и счастливы. Идеальные воспоминания! Но так ли все просто было в истории диафильмов?
Волшебные лампы и современность
Любопытно, что прообраз подобного досуга появился еще в первой половине XVI века. В те времена такая забава носила название «волшебная лампа», и суть его работы мало отличалась от диапроекторов. Диафильмы появились значительно раньше кинематографа и даже фотографии. Слово δια с греческого переводится как «переход от начала до конца», таким образом, диафильм — фильм, показываемый последовательно от одного эпизода к другому. Выразительность диафильма максимально зависела от мастерства его создателей. Ведь в отличие от непрерывно сменяющих друг друга кадров кинопленки, здесь должна была сочетаться динамичность повествования, его эмоциональная насыщенность и понятность. Создание диафильмов — целое искусство, но в советское время, да еще и при активной поддержке государства, этот вид искусства процветал.
Развлечение, поощряемое правительством
Диафильмы стали частью быта советских людей, они были настолько распространены, как, пожалуй, пластинки. Их коллекционировали и бережно хранили. Но не стоит думать, что диафильмы служили исключительно развлекательным целям. Их использовали и для учебы, и для просветительской работы.
В 1930 году в столице была организована студия «Диафильм», которая стала выпускать сначала черно-белые, а потом и цветные диафильмы. Почему же советское руководство так активно поощряло такой вид досуга граждан? Во-первых, потому что по воздействию такой показ был примерно равнозначен киносеансу. А значит, и пропаганду можно было вести успешно. Помните расхожую цитату Ленина о кино?
В.И. Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Принятое в СССР название диапроекторов, специально предназначенных для демонстрации рулонных диафильмов с размером кадра 18×24 мм. В отличие от диапроектора, фильмоскоп имеет упрощённую конструкцию, элементарное обслуживание и значительно более низкую стоимость.
Сведения предоставлены организацией МКУ «Музей-усадьба купца П.А.Кайдалова» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.