Трагические мотивы Великой отечественной
Годы двадцатые и тридцатые были тяжелыми для народа СССР, принесли ему немало горя. А затем настали сороковые — время по-настоящему трагическое. По сей день в народе эти годы называют «военными». Они дали свой сильный импульс литературе, «снабдив» ее таким количеством материала трагической тональности, что не увидеть это просто-напросто невозможно. «Литература о войнах — царство трагического», — именно так образно и емко констатировал П. Топер.
Трагизм долгого пути Великой Отечественной войны был неотъемлемой стороной жизни народа на протяжении почти четырех лет, став, через пролитую кровь, органической частью его памяти. И это до сих пор никуда не ушло. Надо отметить: непосредственно в те, военные, годы в произведениях доминировала героическая линия. По мнению П.Топера, она происходила «не из потребительского отношения к жизни, а из понимания неисчерпаемых возможностей человека преодолевать непреодолимые трудности и свершать поражающие воображение подвиги во имя великой цели, в том числе и ценой своей жизни». К тому же, во время военного лихолетья творческие возможности литераторов были в значительной степени стеснены жесткими ограничениями цензуры, поэтому нота "сострадания и ужаса" вне непосредственной героизации подвига далеко не всегда легко могла найти место в произведениях. И после войны, после Победы истинная ее цена оставалась запретной темой, на пути этой темы в искусстве, прозе стояли преграды. Лишь в начале 60-х годов, когда обстановка в СССР изменилась, многие прошедшие через фронты писатели, — это Константин Симонов, недавно ушедший из жизни Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Алесь Адамович, Виктор Астафьев и другие — громко заявили о себе. Они вышли на литературную сцену с сохраненной в душе правдой минувших лет, создав в своих произведениях подчеркнуто правдивое изображение самых разных сторон великого и трагического военного времени.
В ряду этих имен был фронтовик, белорус Василь Быков. Вскоре его книги станут известны, их будут неоднократно переиздавать на Родине, переведут на языки других стран. А сам он станет Лауреатом Государственной премии СССР, общественным деятелем, голос которого будут всегда слышать люди. Он обретет заслуженную славу не только в родной Белоруссии. И это естественно. В те десятилетия — вплоть до конца восьмидесятых годов — советских писателей не разделяли по национальным признакам. Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) не коей мере не мыслилась людьми как в ней самой, так и за ее пределами в качестве некого самостоятельного государственного образования, для народа она являлась западной частью СССР. Это было постулатом для всех художников и военных, и послевоенных лет. Василь Быков родился на белорусской земле. Здесь он провел большую часть жизни. Писатель не понаслышке, а поистине глубоко знал то, что происходило именно в этой части страны в 1941–1945 годах. Знание правды — одна из причин того, что его книги остаются востребованными читателями последующих поколений. И эта же правда бесценна для постижения и раскрытия сущности трагического начала в литературе.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.