Литературно — поэтическая встреча «Мой любимый город»
Литературно-поэтическая программа «Мой любимый город».
До середины ХIX века земли будущего города Звенигово не были обжиты. На левом берегу реки Волги были бескрайние леса, а сама река имела острова, косы и образовывала большую заводь, в которую впадала река Звенига. На правом берегу Волги существовало небольшое поселение Чекуры, жители которого работали бурлаками и рыбаками летом, а зимой обслуживали обозы, шедшие по Волге.
Однако в России во второй половине ХIХ века стало активно развиваться пароходство и пароходные перевозки. Владельцы механического завода в городе Костроме братья Сергей Павлович и Александр Павлович Шиповы в 1858 году положили начало пароходному акционерному обществу «Дружина», владевшему 16 пароходами (7 пассажирскими и 9 буксирными), которые курсировали между городами Рыбинском и Нижним Новгородом.
С целью расширения ремонтной базы и для удобного размещения судов в зимнее время, владельцы «Дружины» присмотрели затон (длиной — 2 км, шириной — 200 м, глубиной — 5 м), расположенный в лесистой местности на левом берегу Волги и носивший название Чекурский или Звенижский (Звениговский). Зимой 1859–1860 годов в этом затоне суда пароходного общества «Дружина» осуществили первую успешную зимовку, которая стала толчком для образования на этих землях первых механических мастерских. В 1860 году владельцы пароходного общества построили мастерские, специализирующиеся на ремонте судов, слесарни, кузницу, склады, амбар для хранения стройматериалов, дома для начальства, флигели для рабочих.
Именно 1860 год официально считается годом основания поселения Звенигова, хотя фактически населенного пункта здесь не было. Уже в 1863 году в затоне работали четыре механических станка и паровая машина, образовалось небольшое поселение из мастеровых. Жители называла свое селение «Провой» (от слова «паровой»), что было связано с работой судоремонтного завода.
Наряду с жилыми и производственными строениями на берегу затона постепенно появлялись и другие сооружения, росла инфраструктура поселения. В 1878 году была возведена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая», предметы внутреннего убранства которой собирались служащими и мастеровыми завода. В том же году владельцы «Дружины» открыли училище для детей местных жителей. Лечение заболевших осуществлялось в отдельном флигеле с аптекой постоянным фельдшером. Кроме того, было открыто три торговых заведения: рейнский погреб и мануфактурная, бакалейная лавки.
В 1890 году закончилось строительство механического завода, выпускающего пароходы и занимающегося их ремонтом. А в 1892 году завод был оснащен тремя паровыми машинами, двумя паровыми котлами, паровым молотом, 22 механическими станками и др., и обслуживался четырьмя мастерами, под началом которых находилось около двухсот рабочих, мастеровых и учеников.
Левый берег Волги был богат лесом, который ежегодно заготавливали и транспортировали по реке. Торговлей занимался лесопромышленник А.Т. Зимин. С целью сохранения леса от самовольных вырубок местными жителями, в 1895 году было организовано казенное лесничество.
Постепенно затон развивался и ширился, возрастало его население за счет переселявшихся сюда с правого берега реки Волги чекурцев.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.