Валерий Ободзинский. Он не просто пел про любовь…

Событие завершилось
6+

24 января 1942 года, родился Валерий Ободзинский. Одесса подарила нам уникального певца Валерия Ободзинского. Мальчик, живший в коммуналке, сумел пробиться на эстрадный олимп СССР даже без музыкального образования. Его лирический тенор был выкован самой природой, а огранен в процессе тысяч выступлений, которые он дал во всех уголках Союза. «Эти глаза напротив», «Сколько девчонок на свете», «Колдовство» в его исполнении сводили с ума советских женщин. К тому же он знакомил слушателей с творчеством Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Грампластинки «с Ободзинским» разметались.

Детство и юность

Валерий Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе. Это было трудное военное время, когда родной город будущего певца был оккупирован фашистами. Родители маленького Валеры ушли на фронт, поэтому его и дядю Леонида воспитывала бабушка.

Получив школьный аттестат, Валерий сразу же пошел работать. Он устроился кочегаром на один из пароходов, потом занимался развлечением отдыхающих и даже трудился в мебельной артели, изготавливая замки для шкафов. Но все это было не то: молодой человек чувствовал, что его призвание совершенно в другом.

В этом свете поступление в музыкальное училище города Томска 16-летнего юноши выглядело вполне естественным и объяснимым. Здесь Валерий приобрел навыки игры на контрабасе. В далекую Сибирь Ободзинский отправился вместе с неким администратором-вербовщиком, предложившим вместе с учебой ездить по сибирским весям с концертами. Он был зачислен официально в штат местной филармонии и начал гастрольную деятельность.

Начало яркой карьеры

Выступления Ободзинского в разных сибирских городах имели большой успех, но не позволяли развиваться его вокальной карьере. В этом плане судьбоносным для Валерия оказался 1964 год, когда он познакомился с П. Шахнаровичем, ставшим позднее директором его ансамбля, а в те времена выступавшим в оркестре О. Лундстрема. Позднее Шахнарович вспоминал, что на концерте в Норильске увидел молодого исполнителя, который замечательно играл на контрабасе и очень прилично пел. По приезде в столицу он порекомендовал Ободзинского Лундстрему, и тот взял его к себе. Переехав в Москву и поднабравшись опыта профессиональных выступлений, Валерий стал активно сотрудничать с молодыми авторами, исполняя их песни. А вот звездные композиторы предпочитали обходить Валерия стороной, видимо, считая его выскочкой.

В зените славы

Вскоре молодой тогда композитор Д. Тухманов доверил Ободзинскому свои две песни, ставшие впоследствии знаменитыми, — «Эти глаза напротив» и «Восточная песня». Дебют последней состоялся в 1967 году на новогоднем «Огоньке и имел колоссальный успех. Слава Ободзинского в это время нисколько не уступала культовым И. Кобзону и Э. Хилю.

Первая пластинка Валерия, увидевшая свет в 1967 году, была распродана тиражом в 13 млн экземпляров. По словам арт-директора певца П. Шахрановича, до середины 70-х годов Ободзинский давал по 14-15 концертов за декаду, на которых всегда был аншлаг. Это позволяло ему зарабатывать в десять раз больше далеко не бедного секретаря обкома. Но такой график был работой на износ, и временами его настигало физическое и нервное истощение.

В 1973 году Ободзинский начинает петь в ансамбле «Верные друзья», ранее называвшемся «Москвичи». Валерий Владимирович стал солистом и художественным руководителем коллектива. За четыре года сотрудничества было выпущено множество песен, в том числе для кинофильмов. В 1977 году Валерий покидает ВИА и вскоре присоединяется к ансамблю «Диско», возглавляемому И. Петренко. По воспоминаниям одного из музыкантов, во время гастролей Ободзинский регулярно принимал антидепрессанты и успокоительные средства. Но на сцене он был неподражаем, и публика ломилась на его концерты, а его акапельное исполнение песни «Мама» трогало многих женщин до слез.

Опальный певец

Несмотря на всенародную любовь, Валерий Ободзинский никогда не был особо обласкан властью. Его песни неоднократно запрещали, находя в репертуаре некие крамольные вещи. К примеру, одно время властями было наложено табу на исполнение «Восточной песни», которые заподозрили неполиткорректность во фразе про точки после буквы Л накануне векового юбилея Ленина. В 1971 году на концерте тенора побывал министр культуры РСФСР Попов, который после этого запретил его выступления на территории республики. И хотя спустя год ограничение было снято благодаря протекции завотделом культуры ЦК Шауро, обожавшем Валерия, неприятный осадок от этого остался.

Не приветствовалось и излишне раскованное поведение певца на сцене, которое сравнивали с худшими западными образцами. Добавляло негатива и личное неприятие Ободзинского со стороны министра культуры СССР Е. Фурцевой, а также главы Гостелерадио С. Лапина. Реноме слащавого и несерьезного исполнителя, репертуар которого не соответствует образу советского певца, закрыло ему дорогу на телеэкраны. Не жаловали его и московские чиновники.

Один из них даже специально звонил директору Театра эстрады с требованием отменить большую часть концертов, запланированных на целый месяц вперед.

Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна