140-летие Михаила Фабиановича Гнесина (1883-1957)
Деятельность М.Ф. Гнесина была исключительно разносторонней и масштабной. Он является главой большой композиторской школы гнесинцев — основателем и первым заведующим творческим отделом в Техникуме (Училище) имени Гнесиных и кафедрой композиции Института имени Гнесиных. Замечательный композитор, чья музыка незаслуженно редко звучит на сцене. Музыкальный деятель редкого масштаба. Выдающийся педагог, чьи ученики составили славу российской музыки, а один из них — Арам Хачатурян — превзошёл и своего учителя, став мировым классиком. Глубокий исследователь и учёный. Человек широчайшей эрудиции, разнообразнейших интересов и редкой принципиальности — всё это уживалось в сложной и богатой личности Гнесина.
Сама жизнь Михаила Фабиановича была полна ярких событий и резких поворотов судьбы. Представитель большой замечательной семьи музыкантов, он родился и прожил первые восемнадцать лет жизни в Ростове-на-Дону. С детства его окружала музыка — пять старших сестёр играли и получили профессиональное образование в Москве, мать была певицей-любительницей. Певцом стал и младший брат — Григорий, с которым они был особенно близки.
Михаил окончил реальное училище и получил начальное музыкальное образование, обучаясь у прекрасного педагога О.О. Фритче. Довольно рано ощутил своё призвание быть композитором: первые романсы были показаны знаменитому композитору А.К. Лядову и заслужили его одобрение. В 17 лет, однако, Михаил не был принят в Московскую консерваторию. Огорчение в результате обернулось замечательной удачей: через год его взяли в консерваторию Петербурга, где в течение семи лет ему выпало счастье учиться у самого Н.А. Римского-Корсакова. Общение с великим музыкантом определило основополагающие принципы всего дальнейшего творчества молодого композитора. До конца жизни Римский-Корсаков оставался главным идеалом для Гнесина, всегда приверженного сохранению и продолжению традиций Учителя.
Итак, с 18 лет он — петербуржец и окунается в атмосферу искусства Серебряного века (время самого его расцвета): посещает поэтические вечера в обществах символистов. Знакомство с Вяч. Ивановым, А. Блоком, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом произвело на молодого композитора яркое впечатление, а их творчество оказалось самой подходящей питательной основой для его произведений. С редким проникновением и тонкостью положил он на музыку многочисленные стихи символистов, и его романсы — "стихотворения в музыке" — ознаменовали формирование собственного стиля Гнесина как своеобразного художника Серебряного века. Особенно часто он обращался к сочинениям Бальмонта, а наибольший успех принесли ему песни из драмы Блока "Роза и крест". Михаил Гнесин довольно быстро становится одним из наиболее ярких молодых композиторов, принимает участие во многих циклах современной музыки, получает признание — в то время самую авторитетную премию имени Глинки, — а главное, находит истинных почитателей своего таланта среди выдающихся исполнителей. Замечательные певцы И. Алчевский и К. Дорлиак, пианист М. Бихтер становятся постоянными пропагандистами его музыки. "Добрым гением", подлинным покровителем молодого композитора был и знаменитый пианист и дирижёр А. Зилоти, по всей стране включавший новые сочинения Гнесина в программы руководимых им концертов Русского музыкального общества. Премьеру виолончельной Сонаты-баллады Зилоти играл с величайшим испанским виолончелистом П. Казальсом. Творчество М.А. Врубеля также послужило плодотворным источником для Гнесина, после его кончины создавшего симфонический дифирамб "Врубель". Сочинение это, как и ряд других, было посвящено жене художника — изумительной певице Н.И. Забеле-Врубель, вдохновившей композитора на создание ряда вокальных произведений и бывшей их первой исполнительницей, и принесло ему вторую премию имени Глинки.
Еще один предмет постоянного глубокого интереса композитора — античное искусство. Не случайно, что, получив премию, он отправляется в Грецию. Творческие искания символистов и увлечение античностью сближают музыканта с великим театральным новатором Вс. Мейерхольдом. В студии Мейерхольда он разрабатывает свою теорию "музыкального чтения" в античной драме, занимается с актёрами и пишет музыку на тексты античных трагедий для предполагаемых студийных постановок выдающегося режиссёра.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.