Роль свободной пластики в современном хореографическом искусстве

Событие завершилось
16+

 В Российской Федерации на сегодняшний момент не принят общемировой стандарт термина «современный танец». Нередко можно встретить замену термин «социальный танец». В настоящее время, никак эту «терминологическую неразбериху» исправить нельзя. Остается признать официально оба значения: «современный танец» — как социальный и «модерн» — как современный сценический танец в мировом понимании. На общем уровне современный танец — это танец актуальный в настоящем времени. Который так же может быть разделен на две большие группы: танец сценический (хореографическое искусство) и танец социальный (бытовой), то есть танец как культурный феномен, составляющий единый организм с привычной жизнью нашего общества. Этот двойственность приводит к тому, что бытовой танец и сценическим часто переплетаются или взаимозаменяемы друг другом. Без сомнений, эти направления влияют и будут продолжать влиять друг на друга. В бытовом танце заимствуются хореографические элементы и движения, которые появляются на сценических подмостках. Яркий пример — все современные музыкальные клипы. Молодежь стремительно распространяет интересные движения в местах общественного скопления. Так же и сценическая хореография быстро реагирует на возникновение новых, модных танцевальных направлений социальных танцев. Многие профессионалы своего дела прославились и приобрели всенародную любовь через то, что в своих сценических стилях хореографии, применяли лексику и манеру исполнения социальных популярных танцев того или иного времени. Главным источником идей постановщиков для свободного танца, с использованием элементов свободной пластики, проявили себя: движение к физическому совершенствованию, раскрепощение тела, обретение внутренней свободы, отрицание границ и рамок, смешение танцевальных направлений и стилей. Основоположники свободного современного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому личностно развиваться и изменять свою жизнь. Свободная пластика — это всегда раскрепощение, самовыражение, полет тела и души. Свободная пластика помогает получить особое отношение к себе, своей физической форме, обрести важный способ мыслить. Свободная пластика позволяет быть одновременно внезапным и серъезным. Человек получает возможность выразить себя в творческом мире, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом. Свободная пластика — направление в современной хореографии. Особый стиль сценического танца, удивительным образом сочетающий в себе элементы джаза и модерна, техники классического танца, народносценическую лексику и восточные единоборства.  Пластика — важный аспект перевоплощения актера. Одновременно с хореографией свободная пластика является важной частью процесса воплощения образа и роли. В одном ряду с пластикой стоят такие аспекты как, быстрые перевоплощения танцора. Процесс эмоционального переживания, умение взаимодействовать с партнером, возможность  создавать внешний образ с помощью средств выразительности, свет, грим, декорации, мимика, харизма, костюм. Свободная пластика может составлять и основу русской народносценической пляски, открывая перед исполнителем большую перспективу самодеятельного, любительского творчества — свободно комбинируются разнообразные движения, сочинение новые и развиваются старые варианты. В настоящее время, определенно, искусство развивается с помощью свободной пластики. На это уделяется внимание многими исследователями художественной культуры. Они подчеркивают значимость свободной пластики в театральном искусстве, цифровом искусстве, музыкальном и хореографическом. В современном мире мало литературного материала о свободной пластике, так как не было получено достаточно научных разработок, по конкретным аспектам, связанным с различными видами искусства, именно, хореографии. Безусловно, преподаватели и создатели хореографических постановок современных видов хореографического искусства в своем творчестве используют основы свободной пластики, контактную импровизацию, отходя к народной хореографии, одни из вариантов потери былой бури эмоций, получаемых от просмотра постановки, утрата своей природы развития языка тела, утрата своей импровизационной природы. Особенностью развития свободной пластики в Российской Федерации, в данной политической обстановке, является отсутствие исторического опыта в нашем обществе, в воспитании исполнителей в и хореографов, в восприятии публики. Направление модерн развивается на протяжении ста лет, постмодерн, с элементами свободной пластики развивается уже более пятидесяти лет. Россия лишь начинает вливаться в этот процесс. Именно поэтому спектакли современных российских хореографов Смирнова, Пепеляева, Панфилова, Поны, Бавдилович, Багановой и прочих зачастую 20 сталкиваются с проблемой непонимания и неприятия публики, хотя с восторгом принимают творчество Западных стран.  В настоящий момент складывается интересная ситуация, когда танцоры и хореографы в силу потребности времени, абсолютно готовы принять новую лексику и эстетическое нормы современного танца, но в силу отсутствия информации и систем необходимого образования исполнителей и хореографов не имеют представления, как это реализовать. Хочется привести высказывание известного теоретика и практика танцтерапии А. Гиршона о сегодняшнем положении современного танца в России: «Если считать, что танец — это язык, то большинство событий, происходящих на современной танцевальной сцене — это способ разговора на чужом языке, когда тебя обволакивает само звучание ранее незнакомых звуков, но соединяешь ты их по законам известного тебе языка. Многие группы современного танца используют лексику контемпоррари, модерна, контактного партнеринга, но используют практически в готовом виде» Современный танец — это искусство, которое является принципиально авторским, индивидуальным. Оно принадлежит к той сфере искусства, которая отвергает наличие каких-либо эталонов, образцов, стандартов и моделей и делает ставку на индивидуальность автора, который создает свой собственный автономный художественный мир. Современная хореография не ставит понятие идеальных и признанных обществом законов и параметров телесной красоты, а стремится к четкому определению современного состояния общества — и человека внутри него. Современный танец не раскрывает переплетённые и понятные истории, он служит способом выражения ощущения и опыта, пережитого человеком. Логика сюжета, линия драматургии современного танцевального спектакля не определяется одной фабулой. Структура современного танца более совпадает с чередой метафор и образов. Так же, постановщик использует для 21 выражения своей художественной идеи все средства художественной выразительности — танец, литературу, театр, музыку … Современный танец разрушает художественные границы, декларируя свою неприкосновенность к стандартным законам театрального действия. Принципиальным стало отказываться от рамок при исполнительстве, виртуозности и ограниченности в эстетических и моральных нормах. Главенствуют внезапность, существование в режиме «здесь и сейчас», спонтанность, постоянные эксперименты с движением, работа вне сценической среды, растекание художественных форм танца в различных видах действах, перформансах. Современный танец многолик. Он воспринимается как единый, цельный и непреходящий объект. Постоянный процесс поиска свежих идей и нового лексического материала, которые помогут наработать постановщику свою уникальную индивидуальность. Вековая история имеет в своем арсенале множество самых разных подходов, стилей и техник. В 2010 году современный танец приобрел свою легитимность на государственном уровне в стандартах ФГОС третьего поколения.В направлении подготовки «Хореографическое искусство» появился профиль — «Педагог современного танца», в направлении подготовки «Хореографическое исполнительство» — профили: «Артист-танцовщик ансамбля современного танца» и «Артист-танцовщик ансамбля эстрадного танца». В стандарте СПО «Искусство танца (по видам)» появились профили «Артист ансамбля современного танца» и «Артист ансамбля бального танца». Современный танец начал быть признан равным партнером в сфере хореографического творчества, в одном списке с искусством балета и народно-сценическим танцем. Произошло возникновение целого ряда проблем и трудностей при воплощении этих стандартов на практике. В большинстве случаев педагогов-хореографов для современного танца подготавливают академии и университеты культуры и искусств, которые в силу их профессиональной направленности готовят кадры для любительских творческих коллективов. В настоящее время существует раздвоенность задач в процессе профессионального обучения педагогов-хореографов именно в данных образовательных учреждениях — для профессионального или для любительского искусства. Эта раздвоенность накладывает след на полный процесс обучения. Основной причиной этого является то, что обучение в области хореографического имеет два стандарта — «Народная художественная культура» и «Хореографическое искусство», хотя, к примеру, музыкальное искусство из стандарта «Народной художественной культуры» полностью исключено. В настоящее время стоит отметить коллективы, в постановках которых присутствуют элементы свободной пластики. Эксцентрик-балет, под руководством Сергея Владимировича Смирнова, зарождался в стенах Свердловского колледжа искусств и культуры в девяностых годах двадцатого века. Произведя фурор на площадках современного танца, они заняли высшее место своеобразного идола современного искусства в России. Эксцентричные постановки нашли своего зрителя, нашли единомышленников и вдохновили сотни людей. За историю своего существования танцевальный театр был четыре раза премирован «Золотой Маской», занимал многочисленные Гран-при всевозможных отечественных и международных конкурсов, покорил сердца столичной публики и иностранного зрителя. Этому поспособствовало простое желание танцевать. Танец заразителен, он дарит эмоции и физические ощущения, подобные наркотическим веществам. Эксцентрики ведут свою деятельность в Свердловском театре музыкальной комедии. В их власти обе сцены знаменитого театра, принимают активное участие в театральных постановках, устраивают хореографические вечера. На их счету так же выступления на Олимпиаде, крупных спортивных мероприятий, ежемесячные гастроли по всему миру. Окружение эксцентрик-балета — искренние, преданные поклонники, обожаемые зрители, ученики, которых вдохновляет совместное творчество, возможность взаимодействия с любимым балетом на «танцевальных мастерских», коллеги по творчеству и строжайшие критики. Эксцентрики продержались на сцене более двадцати лет, это внушительные сроки для современного театра. Они по-прежнему занимают первые позиции в российском искусстве, танца контемпорари и постоянно совершают открытия новых творческих перспектив. Им по-прежнему есть что сказать миру своим творчеством. На счету коллектива пятнадцать танцевальных спектаклей, около сотни миниатюр и концертных постановок. Сергей Владимирович является Балетмейстером Свердловского театра музыкальной комедии, хореографомпостановщиком спектаклей: «Парк советского периода», «Ночь открытых дверей», «Храни меня, любимая моя», «Свадьба Кречанского», «www.сиLиkоноVая дypa.net», «Мёртвыe души», «Алые паруса», «C’est la vie» [46]. Сергей Смирнов сотрудничает с многими российскими танцевальными компаниями. Помогает молодым постановщикам. Награды и премии эксцентрик балета: — звание Ведущего педагога-хореографа среди творческих лабораторий: фестиваль IFMS (горож Витебск, Беларусь, 2003-2008); — театральная платформа «Движение» (город Нижний Новгород, 2004) танцевальная школа (Новосибирск, 2005); — «Театральный форум» (город Хабаровск, 2008); — Лауреат премии имени Евгения Панфилова (2003); — Лауреат Премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области культуры и искусства (2003); — обладатель приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь современного танца» (2009); — Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» (спектакль «Глиняный ветер» 2009). 24 Сергей Владимирович Смирнов, утверждает, что находит сильное вдохновение в своих исполнителях, которые обучались в разных школах и изучали разные танцевальные направления. «Иногда произведение может зарождаться из миниатюрного движения или этюда, и, как волна снежного кома, он будет катиться и приведет к спектаклю. Я часто не понимаю, что я ставлю изначально, и не думаю о содержании. Это все делается в живом режиме. Для меня в этом есть какойто драйв», — признается Сергей Владимирович.[Он подчеркивает: «Как только я начну вести записи содержания того, что у меня должно произойти, с этого момента я могу сказать, что меня нет, я умер».[36] Не менее яркий коллектив в современной Российской культуре — «Балет Евгения Панфилова». Он был образован как уникальное театральное, творческое объединение, которые состоит из нескольких хореографических трупп: «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова», Танцевальная компания «Бойцовский клуб». Все три компании имеют отличия в танцевальной эстетике, но объединены единым, авторским подчерком хореографа Евгения Алексеевича Панфилова. Заслуги Евгения Алексеевича: — Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов балетмейстеров; — Лауреата Премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова; — Лауреат Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска». Евгений Панфилов покинул мир в 2002 году. Театр был создан им в 1987 году и за все годы своего существования внес весомый вклад в отечественную культуру. Многие из его постановок можно отнести к классике современной хореографии. Работы, которые на слуху у каждого деятеля искусства: «8 русских песен», «Блокада», «Ромео и Джульетта». «Золотой Маской" балет был премирован четыре раза, и 25 одиннадцать раз учувствовал в этой престижной премии, представляя город Пермь, девять раз был удостоен персональных номинаций. Первую премию «Золотой Маска» коллектив получил еще как не профессиональный, малоизвестный, с небольшой хореографической подготовкой за спектакль «Бабы», исполняемый «Балетом Толстых». В 2006 году в номинации «Лучший спектакль в современном танце» премию балету присудили за одноактный хореографический балет «Клетка для попугаев» с музыкальным сопровождением Жорджа Бизе — Родиона Щедрина «Кармен — сюита». Евгений Алексеевич сам создавал эскизы костюмов, сочинял либретто, режиссировал, являлся сценографом. Панфилов сам исполнил партию в своем спектакле. В 2009 году две награды «Золотой Маски» Балет Евгения Панфилова, получил спектакль «Casting-off»/«Отторжение» хореографом-постановщиком которого была Лариса Александрова из Москвы. Балет Евгения Панфилова является живой легендой искусства города Пермь. Он необъяснимо парадоксален и неповторим. Блистательное объединение танцоров, воплощение театральных традиций хореографии Дягилева, лоск классики, романтизм русского авангарда и таинства сюрреализма. Тонкости психологизма и дерзость экспериментов, феерические зрелища, в одинаковой степени заманчиво для изысканных ценителей балетного искусства и массовой публики. Балет Евгения Панфилова принимал участие в самых престижных фестивалях современного танца в России и в иностранных странах. На счету уникального театра также участие в: — Международном фестивале современного танца «На грани», проходящего ежегодно в Екатеринбурге; — Международном фестивале современной хореографии «IFMC» (Витебск, Белоруссия); 26 — Международном фестивале «Золотая Маска» стран Балтии» (Таллинн, Эстония); — Международном фестивале современной хореографии на сцене «Tanzhaus» (Дюссельдорф, Германия); — Международном фестивале «Дягилевские сезоны» в Перми; — Международном фестивале современной культуры в Краснодаре; — Международном фестивале искусства оперы и балета «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкар, Республика Коми); — Международном конкурсе артистов балета имени Рудольфа Нуриева (Казань, Республика Татарстан); — Международном конкурсе артистов балета имени Екатерины Максимовой «Арабеск» в Перми. Уникальное художественное наследие балета Евгения Алексеевича Панфилова существовало и будет существовать основным сравнимым стандартом творческой деятельности театра. Постановки коллектива становятся идеалом исполнительского, хореографического мастерства, последними достижениями в области балетного искусства и театрального авангарда, открытием новых территорий свободного танца. Великий хореограф создал в городе Пермь не только неповторимый театр России, а также школу совершенно новой современной хореографии, используя элементы свободной пластики. Театр давно превзошел все границы провинциальной достопримечательности и подарил Пермскому краю значение — культурная столица Урала, как в нашей стране, так и за рубежом. Сейчас балетом Евгения Панфилова руководит Сергей Райник. В творческой разработке коллектива сейчас уральская балетная трилогия с символикой миров разных уровней. Будут рассмотрены вопросы человеческой мудрости, единства мира и общества. Источником вдохновения стали сказы Бажова и исторические реальные истории. Будет раскрыта мистическая система историй Бажова. На моду современного хореографического искусства непрерывно влияют различные танцевальные течения как из сферы классического балета, так и из пафосных бальных танцев, а также и из народно-сценической хореографии. В зависимости от предпочтений, фантазий и вкуса постановщиков и возникают новые стили танца. В настоящее время можно заметить мотивы израильской темы, используемой в труппе «Батшева», Стиль которого был создан Охадном Нарином. Охад сконцентрировал свободу движений, при этом творчески объединяя труппу. Внутри коллектива происходит «внутреннее веселье», учитываются мысли и идеи каждого участника. Стиль гага — это импровизированные движения в одном стиле. Безусловно, когда постановщик задает один стиль и дает полную свободу творчеству исполнителей это определенные риски. Необходимы многочасовые репетиции, тренировки и беспрерывную работу над совершенством физических данных. Охад Нарин работает исключительно в своей труппе и не сотрудничает с другими коллективами. Он уверен, что профессиональные постановки получаются, когда полностью знаешь и уверен в своих танцовщиках. Уметь доверять им и прислушиваться к мнению каждого. Так же, в каждом номере должны присутствовать свои специи. И каждому просто необходимо подобрать индивидуальный состав.  В современном танце существует своя разнообразная система, в которую каждых хореограф вносит свои изменения. Существуют современные классы, используемые на уроках, современный станок, партеринг. Большое количество разнообразных методик преподавания. Свободная пластика показывает сценическую лексику, отвергающую содержание или видоизменяющую её. Имеет в себе бытовые жесты, раскрывает естественную пластику человеческого тела. Различается присутствием ломаных линий, согнутыми невыворотными коленями, 28 тяготением к земле, отказ от выворотности, подъёма на пальцы, от тяжёлого обременяющего костюма. Свободная пластика применяется для отражения земной реальности художественных образов.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна