Предметы крестьянского быта. Черепушка
Черепушка — керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд — салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
Устойчивость обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и ветра способствовала сохранению почти всего керамического материала древности. Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий дают большие возможности использовать этот материал для широких исторических исследований. Чаще всего до нашего времени доходят черепки от разбитой посуды, реже попадаются целые сосуды.
Глиняная посуда каменного века имеет свои особенности. Несовершенные материалы и техника производства обусловили плохую сохранность керамических изделий. До нашего времени дошли только фрагменты горшков из грубого глиняного теста с характерным ямочно-гребенчатым орнаментом. От эпохи раннего железного века на территории Тверского Поволжья сохранилась посуда племен, так называемой, дьяковской культуры. Горшки все так же лепили без применения каких-либо технических приспособлений (вручную). Однако, с этой эпохи археологи находят уже почти полностью сохранившиеся сосуды.
Наиболее активно керамические изделия стали использовать в средневековье (VIII-ХVI вв.). Именно об этом периоде и будет идти речь далее. Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки. Основной наиболее широко используемой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды — горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий.
Керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировалось на довольно элементарной технической основе. Процесс производства керамики состоял из четырех последовательных операций.
1. Подготовка сырья для производства изделий, т. е. приготовление специальной глиняной массы.
2. Формовка, т. е. изготовление формы самого изделия.
3. Разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение.
4. Обжиг, который обеспечивает физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.
Постепенно накапливая опыт в производстве гончарной посуды, древние мастера пришли к выводу, что для придания прочности и практичности посуде в глину необходимо добавлять различные примеси: песок, дробленый камень, слюду — для того, чтобы они были прочными; траву, солому, мякину — для того, чтобы во время сушки и обжига сосуды сохраняли свою форму и не трескались. Производственные навыки людей передавались из поколения в поколение, и сейчас существует возможность реконструировать все этапы производства посуды по этнографическим данным.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.