Урок баяна
Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижения качественного звучания я считаю воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента.
Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своём исполнении, правильно реагировать на плохое звучание.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением необходимо прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления. Вместе с учеником мы разбираем строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому, на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой музыкального произведения. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения. Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов, которые состоят из нескольких нот, строящихся на основе гаммаобразного движения или, допустим, арпеджио. В этом уже закладывается характер музыки. Послушав его, мы уже можем понять, какая из него вырастет музыка, какое получится произведение. Мотивы в свою очередь образуют фразы. Фразы образуют предложения. В каждой фразе нам надо выделить главное слово, и как бы подвести к нему мелодию. С помощью чего мы это делаем?
— С помощью динамических оттенков (работа над динамическими оттенками).
Определить с учеником фразы в каждой части: фраза состоит из двух тактов —выделить «вершины» в каждом построении. Затем ученик отрабатывал контрастные оттенки на первых двух фразах.
Немаловажное значение имеет роль движения меха. Здесь всё зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука даже на небольшой силе не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой.
Особое место мы уделяем штрихам. Они должны выполнять и художественную и техническую сущность, где первое занимает главное значение. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально-выразительного значения. (работа над штрихами).
Ученик добивается лёгкого, подвижного staccato. Следует исполнять упругой лёгкой рукой, близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы.
Таким образом, без определённой установки и точного распределения движений рук, пальцев невозможно заставить инструмент звучать выразительно. Техническое овладение произведением. Здесь можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе. Работая над темпом, обращаем внимание на правильное толкование темповых авторских указаний.
Важный период в работе над произведением — выучивание наизусть. Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Вопрос, когда учить произведение наизусть — в конце работы над ним или в начале — решается педагогами по-разному. Практика показывает, что выучивание произведения наизусть достигается параллельно с разбором текста.Если ученик обладает неплохой памятью, то часто, разбирая, он многое уже запоминает. Механическое же заучивание, достигается путём лишь многократного и часто формального проигрывания произведения, основанного, главным образом, на моторной памяти. Она может изменить исполнителю при волнении.
Техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходит почти одновременно.
Таким образом, к концу данного этапа работы ученик должен вполне овладеть произведением, т. е. понять его художественное содержание (играть выразительно), преодолеть технические трудности и выучить произведение наизусть.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.