«Развитие вокально — интонационных навыков».
Второй этап — закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором — закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точность интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно предложить ребятам чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений, отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию.
Третий этап — формирования первоначальных навыков
сольфеджирования — пения по нотам. Предполагается, что к этому моменту ученик
уже должен овладеть элементарными основами музыкальной грамоты. Точнее говоря,
этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На
этом этапе приходится решать очень много различных задач и проблем, а поэтому в
каком-то смысле он может считаться основополагающим в формировании навыка
вокального интонирования.
Первая задача — чтение нот. Значительная часть трудностей в первое
время возникает именно из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании,
поэтому так важно уделить некоторое внимание этому вопросу и проработать навык
беглого чтения нот отдельно (без ритма и интонирования). Здесь важно помнить о
необходимости чтения не отдельными звуками, а фразами, группами звуков, причем,
формирования «представления» о фразе должно происходить опережающим методом,
пока проговаривается предыдущая фраза.
Для развития этого навыка полезно выполнить следующее упражнение: читать
последовательность нот, данную руководителем или из произвольно выбранной
мелодии, группами по тактам с равномерными паузами между группами. Название нот
нужно проговаривать максимально быстро, но очень четко и с «выразительной»
интонацией. Пауза между группами должна постепенно сокращаться до минимума,
причем ее ни в коем случае нельзя делать «на тактовой черте», а только после
сильной доли такта — первый звук такта должен восприниматься как итог
мелодического движения фразы.
Вторая задача — «овладение» звукорядом. Суть задачи состоит не
только в том, чтобы ориентироваться в звукоряде, четко сознавать расположение
соседних звуков в нем, но и довести до автоматизма чтение гаммаобразных и
«арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С этой целью рекомендуется
упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков звукоряда от любого
звука вверх и вниз подряд и «через один».
Итоговое упражнение призвано не только «перевести» выполнение этих задач в «фазу» вокального интонирование, но и заложить базу для формирования «чувства лада» и чистой интонации: упражнение основано на транспонировании и зеркальной инверсии базовой «попевки», состоящей из двух соседних звуков, от разных звуков по заданной схеме. Например, базовая попевка одного из упражнений может иметь такой вид: ДО — РЕ — РЕ — РЕ — ДО — РЕ (подчеркнуты акцентируемые сольные доли).
В дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени, так как они используются и на других этапах развития вокально-интонационных навыков.
Третья
задача —
формирование базовых навыков воспроизведения ритма. В моем опыте ритмические
упражнения не рассматриваются как самостоятельный навык. Собственно ритмические
упражнения возможны лишь в самом начале обучения, параллельно изучению
соответствующих тем: длительности, ритм, метр, размер. В дальнейшем упражнения
на развитие «метроритмического чувства» подбираются в соответствии с
разучиваемой песней.
Четвертая задача — освоение базовых методов работы с мелодиями.
Здесь дается перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием
вокально-интонационных навыков:
— спеть мелодию, одновременно с игрой на
фортепиано;
— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a
capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования проигрывание
этого же звука на фортепиано;
— спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно
сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не
будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально
выразительно и аккуратно);
— максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella», прохлопывая
метрические доли (можно пропустить).
Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения
голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового
чувства».
Четвертый этап — собственно формирование и развитие «ладового
чувства» — основного принципа развития вокально-интонационных навыков. На этом
этапе формируется навык «слышания» лада. Первое время постоянно обращать
внимание ребят на «графическое» направление движения мелодии — именно оно дает
первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа.
Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности
голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать
интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и
«физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.