«Народный учитель» к 190-летию со дня рождения С.А. Рачинского
Сергей Александрович Рачинский родился 2 (14) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии в знатной дворянской семье. Среди его известных родственников поэт Евгений Баратынский.
После переезда семьи в Москву, Сергей поступил в Московский университет, естественное отделение физико-математического факультета которого окончил в 1853 году, за работу «О некоторых химических превращениях растительных тканей» получил докторскую степень, а затем и степень магистра естественных наук. Через некоторое время он уже был профессором Московского университета.
В 1864 году Рачинский первый осуществил перевод на русский язык знаменитого труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Рачинский был верующим человеком, но у него гипотеза Дарвина не вызвала внутренних противоречий. Теория будет возведена в ранг единственно правильной доктрины значительно позже, в советское время.
Сергей Александрович был очень общительным человеком, притягивал к себе людей, заботился о материальном и духовном благосостоянии студентов — за это его и любили.
Рачинский не замыкался на ботанике, он живо интересовался искусством: живописью, музыкой и литературой, по своим философским убеждениям был близок к славянофилам, он был знаком с братьями Аксаковыми, композитором Петром Чайковским, историком Владимиром Герье, писателем Львом Толстым и многими другими.
По ряду причин Рачинскому пришлось оставить преподавание в университете. Он уехал в родное село Татево. В один из дней Сергей Александрович зашел в сельскую школу на урок арифметики. Урок показался ему безумно скучным, и он решил провести его сам.
Этот момент стал поворотным в его жизни: он основал образцовую в прямом смысле слова школу и связал с ней всю свою жизнь. На это решение повлияло знакомство с Львом Толстым и пример, основанной им Яснополянской школы — граф Толстой много лет лично учил крестьянских детей.
О Татевской школе писали ведущие российские издания, среди которых «Московские Ведомости», труд основателя школы не оставили незамеченным известные писатели.
«Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, мало будет назвать его отцом. Школа была его дом, школьники — его семья, для которой он работал, не покладая рук», — отмечал Евгений Поселянин.
А обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев докладывал о нем императору Александру III: «Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли».
В педагогическом подвиге Рачинский проводил практически круглые сутки, с раннего утра до поздней ночи. Ученики и учитель являли собой большую и дружную семью.
Как пишет в своих воспоминаниях один из его учеников, «каждого из них он знал так, как в наше время редкий отец знает своего единственного сына».
Свой педагогический опыт Рачинский изложил в статьях, изданных впоследствии под названием «Сельская школа».
Сергею Александровичу принадлежит заслуга возрождения церковно-приходской школы, где образование неразрывно связано с воспитанием в духе православия. Он считал, что двумя непререкаемыми основами русского образования должны стать национальное самосознание и православие. Русская школа всегда была церковной школой, но Петр I стал развивать светскую, профессиональную школу.
Рачинскому выпало вернуть русскому сельскому образованию его самобытное направление развития, пусть даже это было локальным явлением. Он сам организовал 12 таких школ, а на основании его записки «Об образцовых школах при духовных семинариях», с которой ознакомились все правящие архиереи, с осени 1885 года произошло открытие начальных школ при некоторых духовных семинариях.
Деятельность Сергея Рачинского была отмечена Николаем II:
«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».
Многие из крестьянских детей, выпускников Рачинского становились священниками, художниками, учителями и делателями на ниве образования и просвещения.
Скончался Сергей Александрович 15 мая 1902 года.
Сведения предоставлены организацией МУ «Ивняковский КСЦ» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.