Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры

Событие завершилось
16+

В рамках теории народной художественной культуры танец относится к акциональным (action- действие, движение) формам фольклора.

Танец существует только в момент исполнения и затем остается только в памяти зрителей. Его также называют нефиксированной формой народной художественной культуры.

Основные составляющие танца:

· движения, жесты, мимика, положения тела, соответствующие тому образу, который он представляет;

· специальные одежды, маски, ритуальная окраска (если требуется), другая атрибутика;

· аккомпанемент определялся исторически: сначала топот, хлопанье в ладоши, игра на простейших музыкальных инструментах (барабаны, дудки, свирели и т. п.); в некоторых танцах используются бытовые предметы (чаша, платок, пляпа и др.).

Танцу присущи черты, характерные фольклору, народной художественной культуре в целом:

· коллективность — хотя первоначальное авторство танца очевидно, но народ отбирал те его характеристики, которые посчитал важными;

· народность — его создал и сохранил народ (в противоположность, например, салонному танцу);

· вариантность — способность танца существовать в разных вариантах у одного и того же этноса;

· инвариантные признаки — хотя есть разные варианты, но в них сохраняется то, что отличает национальный танец (русский, шотландский и т. п. танец вообще)

· этничность — отражение типичного национального начала — воинский дух, доблесть, гордость, патриотичность и т. п.: казачьи пляски, грузинские «хоруми», «берикаоба» и др.;

· импровизационность — свобода импровизации для одного и того же образа с помощью разных выразительных средств;

· реализация определенного сенсотипа личности, то способа создания и восприятия танца (например, африканский называют музыкально-хореографический, а европейский — визуально-куммуникативный; первый основан на зрительном восприятии, а во втором вхождение в этнохореографию опосредовано письменной культурой и языком).

Функции этнического танца (реализуются в конкретно-исторических условиях):

· социальная;

· эстетическая;

· культовая;

· рекреационная;

· развлекательная и др.

В танце окружающий мир и его связи отражаются по-разному — с помощью драматического действа или условно (знаковая природа народного танца). Для успешного овладения танцевальным мастерством необходимо:

· усвоить язык, позы, жесты, имеющие в каждом этнотанце свою семантику (значение);

· понимать содержание определенных возгласов, пантомимическую игру;

· важно знать соотношение темпа, ритма, пространства, рисунка, композицию танца;

· движения и жесты танца имеют условный характер:

а. принадлежащие к одной этнической культуре понимают его семиотическую, то есть знаковую природу (например, в русской культуре женская красота воплощается через образ березы, лебедя, а мужчины в зависимости от характера образа — сокол, орел, петух, медведь и т. п.);

б. принадлежащие к сходной культуре, но к разным этносам также могут понять семиотику ряда танцев (например, образ всадника будет понятен всем, кто знаком с лошадью)

в. в разных культурах один и тот же символ может иметь одно и то же значение (например, круг как универсальная древняя форма танца) является знаком солнца (русские круговые танцы, ритуальное кружение суфиев в Турции и многие другие);

· танцы с подскакиванием у славян (в соответствии с принципом магии «подобное вызывает подобное», чем выше прыжки, тем выше будут расти полезные растения);

· несмотря на различия, сходные географические условия порождают сходные способы создания образов в этнотанцах разных стран (например, танец орла);

 

Этнохореография использует разные принципы классификации танцев:

· обрядовые, бытовые, сюжетные и бессюжетные, индивидуальные, парные, коллективные;

· кроме того — это мужские, женские, смешанные и др.

 

Таким образом, народный танец, как мелодическое и ритмическое выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна