Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры
В рамках теории народной художественной культуры танец относится к акциональным (action- действие, движение) формам фольклора.
Танец существует только в момент исполнения и затем остается только в памяти зрителей. Его также называют нефиксированной формой народной художественной культуры.
Основные составляющие танца:
· движения, жесты, мимика, положения тела, соответствующие тому образу, который он представляет;
· специальные одежды, маски, ритуальная окраска (если требуется), другая атрибутика;
· аккомпанемент определялся исторически: сначала топот, хлопанье в ладоши, игра на простейших музыкальных инструментах (барабаны, дудки, свирели и т. п.); в некоторых танцах используются бытовые предметы (чаша, платок, пляпа и др.).
Танцу присущи черты, характерные фольклору, народной художественной культуре в целом:
· коллективность — хотя первоначальное авторство танца очевидно, но народ отбирал те его характеристики, которые посчитал важными;
· народность — его создал и сохранил народ (в противоположность, например, салонному танцу);
· вариантность — способность танца существовать в разных вариантах у одного и того же этноса;
· инвариантные признаки — хотя есть разные варианты, но в них сохраняется то, что отличает национальный танец (русский, шотландский и т. п. танец вообще)
· этничность — отражение типичного национального начала — воинский дух, доблесть, гордость, патриотичность и т. п.: казачьи пляски, грузинские «хоруми», «берикаоба» и др.;
· импровизационность — свобода импровизации для одного и того же образа с помощью разных выразительных средств;
· реализация определенного сенсотипа личности, то способа создания и восприятия танца (например, африканский называют музыкально-хореографический, а европейский — визуально-куммуникативный; первый основан на зрительном восприятии, а во втором вхождение в этнохореографию опосредовано письменной культурой и языком).
Функции этнического танца (реализуются в конкретно-исторических условиях):
· социальная;
· эстетическая;
· культовая;
· рекреационная;
· развлекательная и др.
В танце окружающий мир и его связи отражаются по-разному — с помощью драматического действа или условно (знаковая природа народного танца). Для успешного овладения танцевальным мастерством необходимо:
· усвоить язык, позы, жесты, имеющие в каждом этнотанце свою семантику (значение);
· понимать содержание определенных возгласов, пантомимическую игру;
· важно знать соотношение темпа, ритма, пространства, рисунка, композицию танца;
· движения и жесты танца имеют условный характер:
а. принадлежащие к одной этнической культуре понимают его семиотическую, то есть знаковую природу (например, в русской культуре женская красота воплощается через образ березы, лебедя, а мужчины в зависимости от характера образа — сокол, орел, петух, медведь и т. п.);
б. принадлежащие к сходной культуре, но к разным этносам также могут понять семиотику ряда танцев (например, образ всадника будет понятен всем, кто знаком с лошадью)
в. в разных культурах один и тот же символ может иметь одно и то же значение (например, круг как универсальная древняя форма танца) является знаком солнца (русские круговые танцы, ритуальное кружение суфиев в Турции и многие другие);
· танцы с подскакиванием у славян (в соответствии с принципом магии «подобное вызывает подобное», чем выше прыжки, тем выше будут расти полезные растения);
· несмотря на различия, сходные географические условия порождают сходные способы создания образов в этнотанцах разных стран (например, танец орла);
Этнохореография использует разные принципы классификации танцев:
· обрядовые, бытовые, сюжетные и бессюжетные, индивидуальные, парные, коллективные;
· кроме того — это мужские, женские, смешанные и др.
Таким образом, народный танец, как мелодическое и ритмическое выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.