«Снегурочка» в искусстве Палеха»

Событие завершилось

Выставка «Снегурочка» в искусстве Палеха», посвящёна 200-летию А.Н. Островского и 150-летию его весенней пьесы-сказки «Снегурочка».

А.Н. Островский в качестве образца выбрал лучшие поэтические летописные памятники. Музыкальность пьесы А.Н. Островского, её фольклорная  основа созвучна  с традициями палехского искусства. Кажется странным, что на протяжении первого десятилетия существования палехской лаковой миниатюры в произведениях палешан так и не появились персонажи «весенней сказки» Островского.

Вероятно, это связано с тем, что после революции пьесу практически не ставили в театрах, а в конце 1920-х гг. Снегурочка как новогодний персонаж вообще попала под запрет.

Появление образа Снегурочки в искусстве Палеха непосредственно  связано с пьесой А.Н. Островского, а именно с её театральной постановкой. В музейной коллекции хранятся эскизы костюмов, выполненные И.П. Вакуровым в1936 г. для МХАТ. В них, безусловно,  прослеживается влияние В.М. Васнецова, особенно  в эскизе декорации к прологу.

История пьесы-сказки А.Н. Островского в миниатюре начинается с образов, созданных Т.И. Зубковой.  Шкатулка «Снегурочка», написанная в1944 году, экспонировалась на Всесоюзной выставке декоративного и прикладного искусства и получила высокую оценку. В дальнейшем на различных предметах Т.И. Зубкова  неоднократно изображала действие пьесы. Композиция на очешнике (1945 г.) представляет редкий в те годы в палехском искусстве зимний пейзаж. Больше соответствует образу «весенней сказки» композиция на шкатулке «Мизгирь и Купава» 1962 г. Композиционные традиции палешан позволили художнице представить и гармоничный мир Берендеева царства, наполненный разными событиями, и зарождающуюся драму, создающую угрозу безмятежной жизни берендеев.

Нестандартное представление о Снегурочке дают театральные эскизы Б.М. Немтинова  для   Хореографических миниатюр Л.Якобсона на музыку С. Прокофьева. Художник изображает Снегурочку с огромными синими глазами и обледеневшими ресницами. Необычен её наряд: прозрачное платье со снежинками, горловина которого обрамлена сосульками. Фееричен эскиз декорации с солнцем в виде разноцветных колец и лучей на чёрном фоне и рассыпавшимися по фону разноцветными снежинками. Постепенно Снегурочка теряет связь с пьесой Островского, её образ  начинает самостоятельную жизнь. К формализации образа Снегурочки палешане имели прямое отношение. Тем не менее, в искусстве Палеха существует немало произведений, представляющих авторское понимание и переживание драмы сценических героев Островского, а также  гимническое прославление гармонии мироздания. На выставке  представлены около 100 произведений из фондов музея палехского искусства и частных коллекций.

Сведения предоставлены организацией ГБУ ИО «Государственный музей палехского искусства» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна